Региональные власти сейчас энергично обсуждают проект бюджета области на 2019 год. По традиции этот документ должен пройти через публичные слушания и Законодательное собрание, чтобы в дальнейшем по нему распределялись бюджетные деньги. По сравнению с изначальным вариантом многое ещё изменится: придут новые межбюджетные трансферты, соответственно, вырастут расходы. Но это рутинный процесс, который не обещает никаких неожиданных поворотов, так что оценивать бюджет-2019 можно уже сейчас.
«Наш бюджет — бюджет социальный», — любят повторять и парламентарии, и чиновники. И это действительно так: на «социалку» всегда идёт львиная доля бюджета. В 2018 году это было 37%, и более 27 миллиардов рублей; в 2019 году она превысит 36% и составит около 28 миллиардов рублей. Все эти деньги будут потрачены на «социальное обслуживание населения», «социальное обеспечение», «охрану семьи и детства». Это показывает, что деньги тратятся в первую очередь на самые насущные вещи, но при этом некоторые представители власти с горечью признают: надо бы больше возможностей для развития. Чтобы десятки процентов бюджета не «проедались», а помогали нам двигаться вперёд.
— Конечно, хотелось бы, чтобы на социальные нужды в абсолютных цифрах у нас было даже ещё больше денег, — констатировал во время одной импровизированной пресс-конференции глава финансового комитета горсовета Юрий Федотов, — но чтобы в относительных цифрах это было не так много…
Что ж, мечты о росте бюджета — дело хорошее, но главное в таких вещах — реализм. А оплачивать «социалку» в полном объёме и муниципалитет, и регион были бы обязаны, даже если бы на это уходили не 40, а 90%.
На втором месте по объёмам «родственная» сфера — образование: 24% в уходящем году, 26% (и 20 миллиардов соответственно) — в будущем. На третьем — «национальная экономика» (13%), и большая часть расходов в этой сфере относится к дорожному строительству. Тут ничего удивительного нет: дороги в Омске и области в последние годы ремонтируются главным образом на целевые субсидии из Москвы. Если что-то из этих трáншей не будет вовремя потрачено на условные асфальт и гравий, деньги вернутся в федеральный бюджет, а губернатор будет «принимать организационные решения, вплоть до кадровых».
Логический околосоциальный ряд продолжают «Здравоохранение» (более 6%), «Культура» (3%), «Физкультура и спорт» (почти 1%), а противостоят ему, пожалуй, «Общегосударственные расходы». На это тратится больше денег, чем на культуру; в частности, на «функционирование высшего должностного лица» в следующем году уйдёт больше 250 миллионов рублей.
Из оставшегося стоит упомянуть разве что трансферты в бюджеты следующего уровня, муниципального (6%), и обслуживание долга (2 с небольшим процента). Кстати, расходы по последней статье постепенно сокращаются, что стало предметом гордости для властей. От коммерческих кредитов с высокой процентной ставкой регион уходит к кредитам государственным, где ставка символическая, и благодаря этому экономит приличные (по крайней мере, в абсолютных цифрах) деньги.
Бюджет пока не принят окончательно, но можно сказать уже сейчас: парламентских бурь по этому поводу не будет. Технология отработана годами, и ничего особенно скандального в проекте не найдёт даже очень въедливый депутат. Кого-то этот документ может натолкнуть на рассуждения о неправильности всей финансовой системы, при которой деньги уходят из региона в столицу, а потом возвращаются (причём не все); но такие рассуждения ни к чему не приведут. Решения принимаются в Москве, в Омске же методично и скучновато делят то, что осталось.