Сегодня, 30 июня, во время прямой линии омичи обратились к Владимиру Путину с вопросом об экологии. С президентом по видеосвязи пообщался омский блогер Владимир Лифантьев (также известный под псевдонимом Орис Брут). Рядом с ним, на фоне СКК Блинова, выстроились еще несколько человек в медицинских масках. Всех волновали промышленные выбросы.
— Наш вопрос касается экологии. В 2018 году Омск вошел в число городов, участвующих в нацпроекте «Чистый воздух», но сегодня, 30 июня, мы так и не почувствовали изменений. Общеваловое количество выбросов должно было снизиться на 20%, но нас как травили угольной сажей, как травили формальдегидом или хлороводородом, так до сих пор эти превышения и регистрируются. У нас очень плохая статистика по легочным заболеваниям, заболеваниям дыхательных путей и онкологии. Обращаемся к вам за помощью, чтобы вы как-то повлияли на предприятия, игнорирующие «майские» указы, чтобы мы смогли вдохнуть полной грудью и перестали жить в газовой камере, — заявил Владимир Лифантьев.
Путин дал понять, что знаком с проблемами омской экологии. Он также заявил, что сожалеет о том, что крупные омские промышленные предприятия не платят налоги в местный бюджет.
— Я вот что хочу сказать. Было предложение перевести федеральное правительство в Омск, но знаете, это не решит проблему. Тем более я считаю, что в Сибирь надо бы переводить определенные федеральные структуры или как минимум переводить туда наши крупные компании и головные офисы, которые работают в Сибири, а основные налоги платят, к сожалению, в Москве. Но это отдельная тема. А что касается экологии, смотрите: ситуация складывалась десятилетиями, она сложилась так или иначе объективно. И она складывалась не в результате деятельности правительства и даже новых российских властей, в широком смысле этого слова. Вы же сами знаете, эти предприятия там десятилетиями существуют. Поэтому они и являются загрязнителями. Первый загрязнитель — это промышленные предприятия, второй — система ЖКХ, особенно если мы имеем дело с отопительным периодом. Ну и третье — транспорт. Действительно, Омск включен в список городов с тяжелой ситуацией, но это снижение должно состояться в 2024 году, и я очень рассчитываю на то, что, несмотря на все сложности, это произойдет. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что жить в таких условиях — не позавидуешь. Я прекрасно это понимаю, — заявил Владимир Путин.
Президент рассказал о том, что работа по сокращению количества промышленных выбросов в Омске ведется.
— Насколько я знаю, у вас там четыре крупные свалки. У меня в документах. Сейчас власти могут подать заявку на работу по этим полигонам. Две заявки губернатором подписаны, но по двум полигонам, к сожалению, заявок нет. Это то, на что местные власти должны обратить внимание и, безусловно, ускорить эту работу. У вас работает крупный НПЗ — это «Газпромнефть», по-моему. И там есть довольно большое скопление этих отложений и шлаков. Сейчас с руководством компании дорабатывается вопрос: они обещают 50% этой свалки переработать. Ну и наконец, общественный транспорт — и здесь есть определенные подвижки. Принято решение о том, чтобы обновить транспорт в городах с неблагоприятной экологической ситуацией, и Омск попал в это число. А вообще ситуация требует принятия более кардинальных мер — например, нужно увеличивать число постов Росгидромета, обеспечивать контрольные приборы, которые будут фиксировать количество выбросов и соответственно реагировать на это. Над этим мы будем продолжать работать, — заявил Владимир Путин.
Обновлено в 20:32
Губернатор Омской области Александр Бурков объяснил, почему регион не подал заявки на рекультивацию двух мусорных полигонов.
— Две свалки у нас находятся в судебном споре с регоператором «Магнит», поэтому мы их пока не можем подавать на рекультивацию и даже делать проект рекультивации, — сообщил он.
Проекты рекультивации двух других свалок готовы, по одному даже получено положительное заключение экологической экспертизы. Первый пакет документов, который требуется для финансирования работ, ушел в Москву.
— По второй свалке, по Советской, сегодня проводится экологическая экспертиза, и после получения положительного заключения также будем подавать заявку на получение средств из федерального бюджета в рамках национального проекта, — добавил Александр Бурков.