
Речь идет про это здание
На сайте Минкульта Омской области появился документ о том, что градостроительная ценность бывшего санатория «Рассвет» отсутствует:
«Здание не является важным градообразующим элементом застройки территории, не оказывает влияния на ландшафтное окружение и систему визуальных связей объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории бывшего санатория, и не обладает несомненной градостроительной ценностью».
Здание планируют снести и построить многоэтажку. Возле моста у Телецентра появится новый микрорайон. Омичи уже высказывались по поводу этой идеи. Гневно отреагировал на новость и краевед Игорь Коновалов. Подробнее — в его авторской колонке.
Далее — от первого лица.

Здание машиноиспытательной станции в 1910-е годы
По следам публикации…
В чем заключается работа СМИ. В моем понимании, не в том, чтобы «прокукарекать, а потом хоть не рассветай». СМИ должны выявлять проблемы, ставить перед обществом мировоззренческие вопросы, заставлять задуматься, побуждать к действию.
И немаловажно, СМИ должны отслеживать результат своих публикаций. Это является важной частью общественной жизни.
Это вступление нужно, чтобы напомнить читателям материала о судьбе здания машиноиспытательной станции. Сейчас это территория уже бывшего профилактория «Рассвет». Это за СибАДИ у Иртыша.
Для кого-то будет открытием, но застройка в этом районе существовала до революции. Омск уже тогда был центром сельскохозяйственной науки и промышленности. А индустриализация сельского хозяйства началась задолго до коллективизации. Этим целям и служила машиноиспытательная станция.
Помимо того, что это памятник истории индустриализации, это здание с интересной архитектурой. Раньше и промышленные объекты были произведениями архитектуры.
В бытность профилактория на него никто не покушался. Там был административно-хозяйственный корпус. Только холодную часть здания, в которой изначально был склад сельскохозяйственной техники, утеплили.
И вот территорию выкупил московский застройщик. Колонизаторов никогда не интересовала жизнь туземцев, главное — сбыть им бусы (сейчас они видоизменились в квартиры).

Застройщик планирует построить такие дома
А дальше перефразирую известную песню: «Ну, если я чего решил, построю обязательно». Вижу цель — не вижу препятствий в виде памятника. Тем более в законе всегда можно найти крючок.
Машиноиспытательная станция — выявленный памятник. Для решения его судьбы нужна историко-культурная экспертиза. За хорошие деньги всегда найдется продажный эксперт, и он нашелся. Ему достаточно написать, что он не видит ценности, и получить деньги.
При этом он ни за что не отвечает. Аргументация как в той басне: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Но в законе есть и другая лазейка: эту экспертизу можно оспорить. Однако на каждую лазейку есть другая. Если писать экспертизу можно бесконечно долго, то оспорить ее почему-то нужно очень быстро — за неделю.
Общество охраны памятников подготовило свои возражения и подало их в Минкульт области. Но если в Омске еще есть граждане, неравнодушные к нашей истории, то просим последовать нашему примеру. Возражения требуют подать до 1 апреля на имя министра культуры Омской области в произвольной форме.
Саму экспертизу можно найти на сайте Минкульта. Чем больше будет возражений, тем больше надежды отстоять памятник.

Омский историк и краевед, зампредседателя омского отделения ВООПИК