30 ноября на стриминге «Кинопоиск» полностью вышел сериал «Преступление и наказание», который собрал неоднозначные отзывы. Героев Достоевского поместили в современный Петербург и в непривычные читателю локации: в стриптиз-салон, на вечеринки и в супермаркеты. Наш корреспондент Мария Носенко, которая ранее работала учителем литературы и репетитором, рассказала о своих впечатлениях. Далее — от первого лица.
Сериал «Преступление и наказание» изначально привлекает актерским составом: здесь и Иван Янковский в роли Раскольникова, который продолжает собирать в свою копилку интересные проекты после «Слова пацана», и популярная актриса Любовь Аксенова в роли его сестры Дуни. Интересно посмотреть и на Алену Михайлову в роли Сони Мармеладовой, особенно после ее успеха в Каннах с фильмом «Жена Чайковского». Но в итоге мастерство актеров для меня ушло на второй план. Сериал оставил противоречивые чувства: это и грусть, и раздражение, и восхищение, и скука.
Во время просмотра первых четырех серий мне было сложно привыкнуть к устаревшему языку, которым говорят герои из XIX века. Это всё те же Раскольников, Дуня и Соня, только живущие в современном Петербурге. Если на первой серии хотелось плеваться, то впоследствии я стала понимать, что иначе зритель бы сильно отошел от сути главных героев и от романа в целом. Ведь речь всё еще идет о произведении XIX века. И в этом соединении несоединимого, по-моему, кроется главный факап сериала.
Темы романа
Да, современным молодым людям действительно интереснее смотреть такие интерпретации, нежели нафталиновые версии, снятые много лет назад. Подростки и так плохо читают классику, а так хотя бы есть надежда, что они захотят с ней познакомиться. Из «Преступления и наказания» молодые люди могут взять в свою интеллектуальную копилку образ жизни разночинцев в XIX веке и образ старого Петербурга, а также подумать над философскими темами и разобраться в психологии человека, поставленного в тяжелые жизненные обстоятельства. Куча всего, что можно обсудить во время светской беседы, дебатов или квиза.
Но в сериале тяжелые темы, которые поднимает роман, искажены. Из школьного курса мы помним, что одна из целей романа — показать жизнь разночинцев. Другими словами, выходцев из нижних и средних слоев населения, вынужденных жить в нищете почти без возможности возврата к нормальной работе. Вспомните Мармеладова, который не мог прокормить семью, а ведь это бывший чиновник. Словом, это такой слой населения, о котором не писали до Достоевского. Очень несчастные люди.
В сериале же потерян трагизм «маленьких людей». Как мы можем уловить несчастье девушки без приданого, которая стоит в супермаркете в классных джинсах и очках? Современной Дуне Раскольниковой не обязательно выходить замуж ради благосостояния, тем более, что это просто не модно и странно в наши дни. А два века назад это был единственно возможный выход. Только вдумайтесь, как это было страшно!
Трагизм героев теряется, а их безумие выступает на передний план. Посмотрим на современную Катерину Ивановну, которая не может взять подработку из дома или пойти хотя бы продавцом в супермаркет. В сериале она выходит просить милостыню с детьми, и это кажется бредом. Когда я читала роман, на этом моменте у меня выступили слезы, потому что у женщины не было выхода. В сериале меня тронул только трагизм Свидригайлова, судьба которого хорошо легла на современный Петербург.
Раскольников
То же касается и студентов. Сейчас Раскольников может легко бросить университет и пойти работать хоть бариста в кофейню, а раньше студенты могли выжить, только переводя тексты и преподавая свой предмет. Именно поэтому так странно мне слышать совет Разумихина Раскольникову, который звучит как «возьми нескольких учеников». Да в современном Петербурге полно работы! Какие ученики и переводы?
К пятой серии становится всё больше абсурда. Раскольников ведет себя как ребенок, и от его душевных метаний не остается и следа. Его интеллект просыпается только во время первой встречи с Порфирием Петровичем как проблеск. В этот момент Раскольников объясняет свою теорию. Видно же, что у человека есть высшее образование, зачем из него делать идиота?
Атмосферу безумия добавляет визуализация снов. Они важны, но не думаю, что их стоит выпускать на передний план. В сериале нет внутренних монологов, мало внутренних метаний. За этим сложно уловить любовь Раскольникова к семье, к матери и сестре, и его человечность. Эпизод с израненной лошадью, которую спасает Раскольников, зрители могут не понять без контекста. В романе, кстати, момент выглядит совсем по-другому. А он очень важен для понимания героя.
Но, возможно, вся эта мешанина позволила привлечь внимание школьников, которым русская классика кажется скучной. К концу шестой серии я подумала, что, может, дать спокойно состариться классике и перестать тянуть мертвую лошадь за вожжи? А если снять похожую историю, но с другими героями, не пытаясь сохранить связь с романом через устаревшую речь и имена? Ощущение, что авторы испугались провала новой экранизации «Евгения Онегина» от Сарика Андреасяна, который переложил стихи Пушкина в прозу, и никак не стали менять речь героев Достоевского.
Визуал
Но перейдем к самому для меня интересному — визуалу. Уровень режиссерской и операторской работы мне кажется достойным Голливуда. Повсюду — отсылки к мировому кинематографу. Мы можем увидеть эстетику Дэвида Линча в моментах, когда Свидригайлов или Марфа Петровна танцуют как Одри из «Твин Пикс», а также когда на экране появляются карлики или когда звучит саксофон.
Мы можем увидеть неоновую эстетику фильмов Николаса Вандинга Рефна, режиссера «Драйва» и «Неонового демона». Яркие цвета и свет могут символизировать неискренность, искусственность в поведении героев. Выглядит ярко и современно. Здесь же — отсылка к фильму «Близость» Майка Николса. Образ стриптизерши в розовом парике, который примеряет на себя Соня Мармеладова, уже прочно вошел в поп-культуру задолго до сериала.
Интересно и построение кадра в некоторых сценах, например, когда Разумихин и Прасковья Павловна лежат в постели. Точь-в-точь как в фильмах Уэса Андерсона, который взял симметричное построение кадра в качестве маркера своих фильмов. Словом, картинка точно привлекает внимание.
Актеры
Очень приятно удивил Иван Янковский. Как и в «Слове пацана», в «Преступлении и наказании» Иван взял за основу своего героя не интеллектуала (которого у него лучше всего получается сыграть), а голимого подростка в теле молодого парня. С капризами, упрёками, беспечностью и, конечно, с больным умом, который погружает героя в тремор.
Остальные актеры играют довольно типичные для своей карьеры роли. Это, например, Алена Михайлова, которая до Сони Мармеладовой снималась в роли проститутки в «Чиках», и Виктория Толстоганова, роли истеричных женщин которой сложно пересчитать только по пальцам. Актеры выполнили свои задачи блестяще. Лучше и подобрать нельзя.
Хочется отметить и Тень Раскольникова, которую пустили отдельным персонажем. Она помогает раскрыть тему двойничества, появляясь то перед Лужиным, то перед Свидригайловым. К сожалению, она не помогла лучше раскрыть персонажей. Хочется похвалить попытку авторов сделать что-то неординарное, за их смелость и креатив. В то же время хочется сказать, что всему есть мера, и порой для задумки произведения стоит выбрать что-то конкретное, а не пытаться смешать всё и сразу.
А как вам новая экранизация?