
Родион Раскольников ведет себя необычно в новом сериале Мирзоева
30 ноября на стриминге «Кинопоиск» полностью вышел сериал «Преступление и наказание», который собрал неоднозначные отзывы. Героев Достоевского поместили в современный Петербург и в непривычные читателю локации: в стриптиз-салон, на вечеринки и в супермаркеты. Наш корреспондент Мария Носенко, которая ранее работала учителем литературы и репетитором, рассказала о своих впечатлениях. Далее — от первого лица.
Сериал «Преступление и наказание» изначально привлекает актерским составом: здесь и Иван Янковский в роли Раскольникова, который продолжает собирать в свою копилку интересные проекты после «Слова пацана», и популярная актриса Любовь Аксенова в роли его сестры Дуни. Интересно посмотреть и на Алену Михайлову в роли Сони Мармеладовой, особенно после ее успеха в Каннах с фильмом «Жена Чайковского». Но в итоге мастерство актеров для меня ушло на второй план. Сериал оставил противоречивые чувства: это и грусть, и раздражение, и восхищение, и скука.

Сериальные Раскольников и Соня, как я и ожидала, переспали друг с другом
Во время просмотра первых четырех серий мне было сложно привыкнуть к устаревшему языку, которым говорят герои из XIX века. Это всё те же Раскольников, Дуня и Соня, только живущие в современном Петербурге. Если на первой серии хотелось плеваться, то впоследствии я стала понимать, что иначе зритель бы сильно отошел от сути главных героев и от романа в целом. Ведь речь всё еще идет о произведении XIX века. И в этом соединении несоединимого, по-моему, кроется главный факап сериала.
Темы романа
Да, современным молодым людям действительно интереснее смотреть такие интерпретации, нежели нафталиновые версии, снятые много лет назад. Подростки и так плохо читают классику, а так хотя бы есть надежда, что они захотят с ней познакомиться. Из «Преступления и наказания» молодые люди могут взять в свою интеллектуальную копилку образ жизни разночинцев в XIX веке и образ старого Петербурга, а также подумать над философскими темами и разобраться в психологии человека, поставленного в тяжелые жизненные обстоятельства. Куча всего, что можно обсудить во время светской беседы, дебатов или квиза.

Живет студент в комнате, которая значительно больше, чем описывается в романе
Но в сериале тяжелые темы, которые поднимает роман, искажены. Из школьного курса мы помним, что одна из целей романа — показать жизнь разночинцев. Другими словами, выходцев из нижних и средних слоев населения, вынужденных жить в нищете почти без возможности возврата к нормальной работе. Вспомните Мармеладова, который не мог прокормить семью, а ведь это бывший чиновник. Словом, это такой слой населения, о котором не писали до Достоевского. Очень несчастные люди.
В сериале же потерян трагизм «маленьких людей». Как мы можем уловить несчастье девушки без приданого, которая стоит в супермаркете в классных джинсах и очках? Современной Дуне Раскольниковой не обязательно выходить замуж ради благосостояния, тем более, что это просто не модно и странно в наши дни. А два века назад это был единственно возможный выход. Только вдумайтесь, как это было страшно!

В сериале Раскольников убивает женщину, дающую микрозаймы
Трагизм героев теряется, а их безумие выступает на передний план. Посмотрим на современную Катерину Ивановну, которая не может взять подработку из дома или пойти хотя бы продавцом в супермаркет. В сериале она выходит просить милостыню с детьми, и это кажется бредом. Когда я читала роман, на этом моменте у меня выступили слезы, потому что у женщины не было выхода. В сериале меня тронул только трагизм Свидригайлова, судьба которого хорошо легла на современный Петербург.

А вот Петербург показан лаконично и точно
Раскольников
То же касается и студентов. Сейчас Раскольников может легко бросить университет и пойти работать хоть бариста в кофейню, а раньше студенты могли выжить, только переводя тексты и преподавая свой предмет. Именно поэтому так странно мне слышать совет Разумихина Раскольникову, который звучит как «возьми нескольких учеников». Да в современном Петербурге полно работы! Какие ученики и переводы?
К пятой серии становится всё больше абсурда. Раскольников ведет себя как ребенок, и от его душевных метаний не остается и следа. Его интеллект просыпается только во время первой встречи с Порфирием Петровичем как проблеск. В этот момент Раскольников объясняет свою теорию. Видно же, что у человека есть высшее образование, зачем из него делать идиота?

Чтобы показать «темную сторону» убийцы, авторы сериала ввели отдельного персонажа
Атмосферу безумия добавляет визуализация снов. Они важны, но не думаю, что их стоит выпускать на передний план. В сериале нет внутренних монологов, мало внутренних метаний. За этим сложно уловить любовь Раскольникова к семье, к матери и сестре, и его человечность. Эпизод с израненной лошадью, которую спасает Раскольников, зрители могут не понять без контекста. В романе, кстати, момент выглядит совсем по-другому. А он очень важен для понимания героя.
Но, возможно, вся эта мешанина позволила привлечь внимание школьников, которым русская классика кажется скучной. К концу шестой серии я подумала, что, может, дать спокойно состариться классике и перестать тянуть мертвую лошадь за вожжи? А если снять похожую историю, но с другими героями, не пытаясь сохранить связь с романом через устаревшую речь и имена? Ощущение, что авторы испугались провала новой экранизации «Евгения Онегина» от Сарика Андреасяна, который переложил стихи Пушкина в прозу, и никак не стали менять речь героев Достоевского.

А этот кадр со старухой больше походит то на отсылку к Хичкоку, то к нашумевшему фильму «Субстанция»
Визуал
Но перейдем к самому для меня интересному — визуалу. Уровень режиссерской и операторской работы мне кажется достойным Голливуда. Повсюду — отсылки к мировому кинематографу. Мы можем увидеть эстетику Дэвида Линча в моментах, когда Свидригайлов или Марфа Петровна танцуют как Одри из «Твин Пикс», а также когда на экране появляются карлики или когда звучит саксофон.

В сериале Марфа Петровна появляется странно танцующей

Или вот в таком хоррорном образе
Мы можем увидеть неоновую эстетику фильмов Николаса Вандинга Рефна, режиссера «Драйва» и «Неонового демона». Яркие цвета и свет могут символизировать неискренность, искусственность в поведении героев. Выглядит ярко и современно. Здесь же — отсылка к фильму «Близость» Майка Николса. Образ стриптизерши в розовом парике, который примеряет на себя Соня Мармеладова, уже прочно вошел в поп-культуру задолго до сериала.

В стриптиз-салоне Соня Мармеладова преображается внешне, но не внутренне
Интересно и построение кадра в некоторых сценах, например, когда Разумихин и Прасковья Павловна лежат в постели. Точь-в-точь как в фильмах Уэса Андерсона, который взял симметричное построение кадра в качестве маркера своих фильмов. Словом, картинка точно привлекает внимание.

В некоторых моментах цветовая гамма меняется
Актеры
Очень приятно удивил Иван Янковский. Как и в «Слове пацана», в «Преступлении и наказании» Иван взял за основу своего героя не интеллектуала (которого у него лучше всего получается сыграть), а голимого подростка в теле молодого парня. С капризами, упрёками, беспечностью и, конечно, с больным умом, который погружает героя в тремор.
Остальные актеры играют довольно типичные для своей карьеры роли. Это, например, Алена Михайлова, которая до Сони Мармеладовой снималась в роли проститутки в «Чиках», и Виктория Толстоганова, роли истеричных женщин которой сложно пересчитать только по пальцам. Актеры выполнили свои задачи блестяще. Лучше и подобрать нельзя.

Эпизоду с лошадью я, как поклонница романа, была рада
Хочется отметить и Тень Раскольникова, которую пустили отдельным персонажем. Она помогает раскрыть тему двойничества, появляясь то перед Лужиным, то перед Свидригайловым. К сожалению, она не помогла лучше раскрыть персонажей. Хочется похвалить попытку авторов сделать что-то неординарное, за их смелость и креатив. В то же время хочется сказать, что всему есть мера, и порой для задумки произведения стоит выбрать что-то конкретное, а не пытаться смешать всё и сразу.
А как вам новая экранизация?

Помимо журналистики учит русскому и литературе. С первого раза без ошибок может написать «корпускулярно-волновой»