В разгар свадебного сезона омичи Камила и Данияр сыграли казахскую национальную свадьбу — с беташаром, бешбармаком и песнями под домбру. Лицо невесты открывала мама жениха, а вокруг них кружились танцоры в традиционных костюмах. Но зумеры не были бы зумерами, если бы не танцевали под Инстасамку и не надели бы модные платья и костюмы. Как проходила необычная свадьба — в репортаже корреспондента NGS55.RU
Начало свадьбы
Свадьба Данияра и Камилы начинается согласно европейским канонам: с изысканного фуршета в большом банкетном зале на Левом берегу. Гости ищут свои имена на огромном плане рассадки. Девушки с ярким макияжем цокают по плитке каблуками, мужчины сбиваются в кучку и разговаривают об авто и бензине. О том, что я пришла на казахскую национальную свадьбу, нет и намека.
Обычно казахи играют классические современные свадьбы, и мало кто вплетает в них обычаи своего народа. Ведущий свадьбы Данияра и Камилы рассказывает про беташар, ша-шу, пение казахских песен под домбру и вынос бешбармака:
— Во время беташара мать жениха открывает лицо невесте. После будет ша-шу, когда гости сыпят на пол конфеты. Традиций несколько, но это уже делает свадьбу особенной. Большинство современных молодоженов ограничиваются обычной церемонией.
Беташар
Ведущий смешит гостей то на русском, то на казахском. Тем не менее я понимаю, что происходит: свадьба идет по намеченному организатором плану. Первым делом Данияра и Камилу ждет беташар, а после — выездная регистрация брака.
Беташар — это обряд знакомства невесты с родственниками мужа. В древности им не показывали девушку до свадьбы, а перед церемонией лицо невесты закрывали покрывалом. Именно родные мужа должны показать лицо девушки гостям.
Семья Данияра, конечно, знала Камилу до свадьбы долгое время, но всё равно решила воссоздать древний обряд. Перед церемонией регистрации брака (представьте, как это обычно проходит в ЗАГСе) в зал на цыпочках выходят девушки в национальных костюмах. На головах у них высокие головные уборы — саукеле. Именно такие в древности надевали невесты. Под звуки домбры девушки выводят невесту, голова которой покрыта белым полотном.
Танцовщицы пять раз поднимают ткань, чтобы приоткрыть лицо Камилы. Невеста же кланяется маме жениха Айгуль. Все вокруг затихают. Очень трепетный момент.
Айгуль целует невесту в щечку и снимает покрывало. Остальные гости со стороны жениха готовятся раскошелиться. Для них стоит специальный поднос с конфетами: взамен денег родственники берут конфеты, которые пригодятся для церемонии ша-шу.
Ша-шу
В древности на казахских свадьбах на пол бросали не конфеты, а урюк (более привычное нам название — курага), изюм и монеты. Было такое не только на свадьбах, но и на сватовстве или праздновании рождения ребенка.
У Данияра с Камилой — время воссоединения. Жених подходит к невесте и берет ее за руку, чтобы вместе пройти по белому ковру. Гости уже успели подержать в руках конфеты, теперь им нужно бросить их под ноги молодым. После того, как пара прошлась по ковру, гости тут же бросаются к конфетам: каждый должен принести домой частичку счастливой энергии.
Гремит марш Мендельсона: уже более привычные мне звуки. Организатор быстро обустраивает место выездной регистрации и сиденья для родных. В первом ряду — не только родители жениха, но и невесты. Айсулу и Нурлан смотрят на дочку сквозь слезы счастья. Теперь Камила официально носит фамилию Сарсембаева.
Инстасамка и песни на казахском
Время домбры официально закончилось. Теперь диджей играет Инстасамку вперемежку с песнями на казахском. Казашки в модных платьях и с тонной макияжа выходят на танцпол.
— Я скажу так: мало кто соблюдает традиции на свадьбе, несмотря на то, что казахи их празднуют очень много. Я в месяц могу сходить на несколько свадеб, и это нормально. Единственное, что очень много денег уходит на подарки, — смеется брат невесты.
С парнем мы разговорились в курилке. Захмелевшие мужчины сразу обратили на меня внимание и дружелюбно стали задавать вопросы про журналистские статьи и новости про бензин. В зале атмосфера иная: мама невесты Айсулу плачет на своем тосте, а дочка — вместе с ней. Она желает, чтобы на столе всегда была вкусная еда, а Данияр стал для нее третьим сыном.
Конец вечера. Гости-мужчины выносят бешбармак — национальное казахское блюдо, отварное мясо с лапшой и специями. Женщины кладут салфетки на колени, а мужчины накладывают еду в тарелки остальным. Сразу обращаю внимание, что старшим гостям подают большие куски мяса, а молодым — уже нарезанные. Брат невесты объяснил, что дело в возрасте гостей:
— Согласно традиции, мясо на блюде должны разрезать мужчины, а затем уже раскладывать гостям. Молодые же не хотят это делать, поэтому им мясо заранее режут. Но от традиции не отказывается никто: все любят бешбармак. Он везде вкусный, но вкуснее — всегда у жены.
Гости остались танцевать до ночи: их ждал как минимум вынос большого торта. Мы же отправились домой. Напомним, что мы и ранее писали о национальных свадьбах. Почитайте нашу статью про цыганскую свадьбу (молодоженам было всего 16), а также про индийскую свадьбу на «Зеленом острове».