Культура В Омске начала работу выставка из собрания Государственного Эрмитажа, посвященная Александру I

В Омске начала работу выставка из собрания Государственного Эрмитажа, посвященная Александру I

Важное место на ней занимает «Портрет великого князя Александра Павловича» кисти Жана-Луи Вуаля

С портрета из собрания Государственного Эрмитажа смотрит пятнадцатилетний Александр

Одно из центральных мест на выставке «Александр I. Личность и время. Из собрания Государственного Эрмитажа» занимает «Портрет великого князя Александра Павловича» (1792. Холст; масло) кисти Жана-Луи Вуаля (1744–1829).

Будущий художник-портретист при российском императорском дворе прибыл в Санкт-Петербург из Франции в качестве актера и театрального декоратора. С 1760-х годов стал известен как портретист; немногим позже получил титул придворного живописца. Вуаль писал камерные, несколько сентиментальные портреты в своеобразной монохромной зеленовато-серебристой гамме. Прекрасно исполненные полотна вызывали большой интерес в петербургском обществе и пользовались популярностью.

С портрета из собрания Государственного Эрмитажа смотрит пятнадцатилетний Александр — высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Он родился 12 (23 по новому стилю) декабря 1777 года в семье великого князя и наследника Павла Петровича и его жены великой княгини Марии Федоровны. Имя первенцу дала его венценосная бабушка, Екатерина II, в честь Александра Невского, покровителя Санкт-Петербурга.

Многими чертами своего характера Александр был обязан царствующей императрице. Возлагая на внука большие надежды, она отобрала сына у матери и определила ему жить в Царском Селе, вдалеке от родителей. Стремясь воспитать из внука будущего «идеального государя», Екатерина II проявила педагогический талант, выразившийся в почти ежедневном общении и совместных занятиях по основанной на идеях Жан-Жака Руссо системе воспитания, где гармонично сочетались физическое и нравственное начало.

Александр обладал ангельской внешностью (семейное прозвище «наш ангел»), живым характером и большими способностями. Он имел поразительную тягу к чтению и новым знаниям. Одновременно с обучением различным наукам будущий император овладевал и ремеслами. Он сам смешивал и растирал краски для рисования, рубил дрова, занимался сельскохозяйственными работами, изучал столярное искусство, исполнял обязанности кучера.

Будущий император обладал ангельской внешностью (семейное прозвище «наш ангел»)

Для преподавания различных учебных дисциплин Екатерина II подобрала учителей и наставников. Одной из самых заметных фигур среди воспитателей стал швейцарец Фредерик-Сезар де Лагарп, находившийся при ребенке до пяти лет. Впоследствии император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».

Великий князь рос с верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия, мечтал о конституции, которая гарантировала бы всем подданным личную свободу и гражданские права, хотел освободить крестьян. Александр получил разностороннее образование, которое в сочетании с острым умом, широкой эрудицией и любовью к чтению впоследствии позволило ему блистать в самых изысканных салонах Европы. Он с легкостью поддерживал беседы на политические, философские, литературные темы, все признавали его таланты. При этом в Александре отмечали некоторую лень, чрезмерное самолюбие, неумение сосредоточиться на длительной и серьезной работе. Он достаточно быстро и горячо увлекался различными идеями, но легко менял свои увлечения.

Характер будущего самодержца формировался в сложной обстановке. Практически всё свое детство и юность Александр провел в балансировании между двумя противоположными сферами влияния. Пытаясь сохранить любовь бабушки-императрицы и расположение отца, цесаревича Павла Петровича, он очень рано научился под очаровательной внешней любезностью скрывать свои истинные чувства, лавировать, притворяться, даже лицемерить, а главное — не доверять никому. «К противочувствиям привычен, в лице и жизни арлекин», — писал о нем Пушкин. Многие современники оценивали Александра как «хитрого византийца», «лукавого властителя», «северного Тальму», а в Европе русского императора именовали «северным сфинксом».

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства