Чтобы доехать до мастерской Алисы Кусакиной, нужно знать такие топонимы, как «За Ермаком», «Там еще металлокасса» и «Это как ехать к нефтезаводу». Такси подъезжает к старому комплексу сереньких зданий. Мы выходим из машины и видим сооружение из кучи маленьких веточек в форме коня с повозкой. Его окружают здания — омский художественный фонд, СТО и несколько рабочих предприятий. Между машинами еле виднеется дорожка, которая ведет ко входу. Мы поднимаемся по шаткой лестнице, держась за перила, чтобы не провалиться. Снизу остается фрагмент отечественного автопрома, обнаживший свои внутренности для тех, кто работает на станции техобслуживания.
Мы заходим в здание, идем вдоль стройматериалов, в нос врезается сильный запах краски. Мастерская художницы соседствует с типографией, мастерской «талантливого коллеги за 40» и еще одной опечатанной мастерской, в которой никто не появляется. Наконец мы доходим до нужной нам двери и видим на ней записку: «В мастерской художник и кошка».
Алиса Кусакина работает учительницей ИЗО в детской школе искусств № 3, там же — лаборантом и ходит на третью работу, в музей «Либеров-центр». Ей 24 года, она кандидат на зачисление в Союз художников. После выпуска из педагогического института комиссия выделила ей мастерскую, куда она и переехала.
Творчество над СТО
Место мастерской, которую выделили Алисе, не стало для нее сюрпризом — она была к этому готова. Если в университете ты ведешь активную жизнь, участвуешь в выставках, много рисуешь, хорошо учишься и в итоге получаешь красный диплом, можешь мысленно готовиться к получению ключей от собственной мастерской. Алиса вспоминает тот день, когда приехала получать ключи от мастерской и познакомилась с новыми соседями.
«Мама тогда купила мне шубу, я приехала туда, а мужики как раз металл там тягали и смотрят на меня, мол, а ты кто? Как сюда попала?»
Алиса открывает ключом дверь в мастерскую и советует не задерживаться, потому что ее любопытную кошку уж очень интересует внешний мир. Как только художнице выделили помещение для работы, она решила сюда переехать. Алиса вспоминает, что первые эмоции при виде студии были радостными. Девушку восхитили размеры помещения — комната в доме родителей была соизмерима с ее спальным местом в мастерской.
Мастерская просторная: высоченные потолки и стены нежно-серого цвета — их недавно перекрасили Алиса и ее парень Саша. По договору аренды девушка платит за помещение 1800 рублей в месяц.
На просьбу показать, где можно помыть руки, Алиса указывает рукой в сторону здания Омского художественного фонда. Там есть туалет и раковина. В самой мастерской вместо туалета ведро в маленькой комнатушке. Принять ванную можно дома у родителей, у бабушки или у парня. Чтобы улучшить жилищные условия, художница может написать заявление, и ей выделят мастерскую с водой. Но Алиса считает, что пока рано, потому что «молодняку» нужно отсидеться тут, подождать. Девушка не торопится решать этот вопрос: она уже сделала легкий ремонт и начала обживаться в студии.
На вопрос, почему художница не арендует квартиру с удобствами, Алиса отвечает, что не стала бы этого делать в ближайшее время. Помимо мастерской нужно будет тратить деньги на аренду квартиры. К тому же у этого помещения есть еще один плюс — его месторасположение: оно находится рядом со школой, где омичка проводит много времени. К тому же на улице уже стало тепло, и Алиса добирается до школы пешком. На работу в музей девушка ездит только дважды в неделю.
Мастерскую она называет «своим уголком». Гардероб художницы маленький и компактный, ей много места не надо. Сапоги стоят в художественной школе, а теплая одежда хранится дома у родных. Летом в студии очень хорошо, а вот зимой девушка в ней ни разу не жила. На случай сильных холодов подружка уже одолжила обогреватель — у соседа-художника в мастерской старые окна, поэтому зимой температура в помещении поднималась лишь до 13 градусов.
Родственники девушки, конечно, переживают за нее и зовут жить обратно. Бабушка Алисы особенно волнуется из-за отсутствия кухни, а значит нормального питания. Девушка покупает готовую еду: в столовой художки особенно любит рыбу с картошкой. А в мастерской в холодильнике хранит финики, орехи, майонез, хлеб, сыр, икру, вино и молоко. И тайно от родни надеется не умереть от заворота кишок.
Три работы и все любимые (почти)
Не каждый день встретишь человека, который трудится сразу на трех работах. На вопрос о самой любимой из них девушка со смехом отвечает: «Все! Кроме лаборанта, хотя мне нравится поливать цветы и ставить вазочки по цвету».
Выходных у Алисы не было с осени. В понедельник и среду у девушки лаборантская деятельность в школе с 9:00 до 18:00. А во вторник, четверг и субботу Алиса занимается с будущими художниками с 9:00 до 20:00. У неё много учеников самых разных возрастов. Дети с 7 до 12 лет готовятся поступить в художественное отделение. А есть дети первого и четвёртого класса, которые уже учатся в художке и после окончания получат корочку о дополнительном художественном образовании. Алиса сама когда- то закончила эту школу, где проучилась 6 лет.
«То есть ты откуда-то начал и туда же потом попал, вернулся в эту точку».
Алиса получает за работу учителем 7 тысяч рублей в месяц, но это без надбавок и премий. На должности лаборанта в среднем платят еще 11 тысяч рублей в месяц. Это административная работа, заполнение заявок на разные конкурсы: международные, всероссийские, областные, городские. Также она должна подготавливать коллектив и детей для участия в конкурсах. Алиса шутит, что на этой должности совмещает функции дизайнера, режиссера, музыканта и человека, который ухаживает за цветами. Но в большей степени эта работа бумажная и оттого не самая любимая.
Как научный сотрудник музея «Либеров-Центр» она получает еще 5 тысяч рублей в месяц. Алиса называет это место потрясающим, атмосферным, домашним и уютным. Здесь она работает дважды в неделю — по пятницам и воскресеньям, помимо занятий с учениками.
«Я просто расплываюсь, когда везде там хожу, правда, денег мало, ну а что поделать!»
Помимо мастер-классов для малышей и дам бальзаковского возраста, Алиса занимается проектом о стрит-арте, ведет его страничку, работает с корпоративной айдентикой. За это научному сотруднику тоже делают надбавки.
С трех работ девушка получает около 23 тысяч в месяц. Но это не значит, что так бывает всегда — в бюджетных образовательных организациях дают премии и надбавки. Под Новый год, с учетом всех учительских бонусов, молодая преподавательница получила 49 тысяч рублей.
Алиса уверяет, что не променяла бы эти три работы на одно место в офисе с такой же зарплатой. Правда, в то же время девушка признаётся, что ей сложно работать без выходных и она уже знает, что такое выгорание.
Жертва учителя
Алиса старается для всех своих учеников. У нее два класса, которые учатся на художественном отделении, один класс подготовительной группы и еще один класс эстетического воспитания. В последний ходят дети от 4 до 6 лет. С ними занимаются музыкой, рисованием, хореографией, то есть эстетически развивают. От этих учеников у Алисы мурашки по телу — она ими восхищается.
— Это примитивное, светлое, ничем не обремененное искусство, их пальчики, как они держат эти карандаши и что они потом дают... Но некоторые родители даже не понимают рисунков своих детей, — рассуждает она.
Но за такой труд, считает Алиса, учителя должны получать как коллеги в Канаде.
«Видимо, путь учителя, это когда ты жертвуешь своим благосостоянием, дерешь себя на части, постоянно находишься в учебном процессе»
Преподавание — это действительно непрерывный процесс и серьезная ответственность. Художница готовится к урокам дома, в мастерской: обдумывает, как помочь ученику, учесть личные качества ребенка. Но несмотря на усталость, девушка довольна разнообразием работы, такая занятость ее наполняет. При этом она успевает сама рисовать, правда, вставать приходится в 6 утра.
— Когда есть минутка — я рисую, потом работаю, — добавляет она.
Обычный ее день начинается с рисования ранним утром, поездки к бабушке, чтобы помыться, а затем продолжается в школе. На обеде художница возвращается в мастерскую — порисовать, а потом вновь идет в школу. В таком насыщенном графике девушка старается соблюсти баланс между работой и рисованием.
Алиса говорит, что рисует не ради того, чтобы продавать. Коллекционеры и обычные люди сами интересуются ее картинами и покупают их. Девушке сложно оценить свою работу и назвать цену. Но в стоимость готовой картины она закладывает расходы на материалы и потраченное время.
Алиса признаёт, что страдает трудоголизмом и это проблема, но она видит результаты и это дает ей силы работать дальше. Останься она сейчас без своих детей из художки, и стало бы максимально плохо. Ведь дети отдают ей энергию, как и она им свою.