Культура подробности Камергерский переулок: как из разрушенного двора сделали городское пространство

Камергерский переулок: как из разрушенного двора сделали городское пространство

16 лет назад омичам вряд ли бы хотелось делать селфи в таком месте

Вход в Камергерский открыт для всех желающих

Эта статья попала в подборку «20 лучших материалов NGS55.RU за 2021 год». Трогательные, веселые и грустные — в эти истории наши корреспонденты вложили свою душу. Мы рады, что некоторые из текстов смогли изменить жизнь наших героев к лучшему.

Если во время прогулки по историческому центру Омска свернуть в один из переулков Любинского проспекта, можно оказаться в месте, которого не существовало еще несколько лет назад. Сегодня Камергерский переулок известен каждому молодому (и не только) омичу — здесь расположены модные кофейни, рестораны, магазины и мужская парикмахерская. Зимой в нем появляются волшебная подсветка и елка, у которой многие делают фото на память. А летом в Камергерском устраивают перформансы, выставки и вечеринки. Жизнь в небольшой двор между домами 11 и 13 по улице Ленина вдохнули омские предприниматели. Они же придумали название — Камергерский переулок. Как появилось это место, кто его создал и как оно выглядело раньше — в материале рубрики «Меняя лица городов» от NGS55.RU.

Декор переулка меняется в зависимости от времени года. Также его тематика может быть приурочена к праздникам

Идея и реконструкция

Идея создать красивое место, которое станет центром притяжения, появилась у владельцев помещений — Сергея Ильченко и Ирины Ковалевой. Прежде предприниматели занимались розничной торговлей — именно они открыли в Омске магазины Mustang, Mexx, Benetton. Но тогда, 16 лет назад, здания и внутренний двор были в ужасном состоянии: облезшие фасады, ржавые трубы и огромный старый балкон из почерневших досок.

О былой разрухе напоминают лишь фотографии

Но просто начать реконструкцию было нельзя — переулок окружают здания со статусом памятников истории и культуры, поэтому каждое действие нужно было согласовывать с властями.

— При реконструкции обращались к Министерству культуры, — вспоминает управляющая пространством Камергерского переулка Лариса Рубанович, которая на заре 2000-х была управляющей ресторанов «Ферма» и «Иван Васильевич», а также первой в Омске кофейни «Кофе соло». — Главным консультантом здесь был историк Игорь Коновалов. Поднимали исторические и архивные документы, меняли перекрытия, реставрировали цокольные этажи.

Так двор выглядел в 2005 году

Возрождать помещения начали в 2005 году — впереди было 3–4 года строительных работ. Подсчитать общие затраты на реконструкцию Камергерского сегодня вряд ли кто-то возьмется — здания постройки конца XIX века постоянно нуждаются в ремонте, и кто-то продолжает его до сих пор.

— С Министерством культуры мы дружим. Они видят, что мы делаем, и относятся к нам лояльно — разрешают делать вещи, которые не идут в ущерб зданию. Во дворе на зданиях нет ни одного кондиционера (всё вынесено), никаких рекламных табличек. Мы не разрешаем этого делать для сохранения зданий, и арендаторы к этому относятся хорошо, — продолжает управляющая.

Сейчас в переулке висят исторические фото, но их периодически портят вандалы

Название локации дали с оглядкой на Камергерский переулок в Москве. Правда, в столичном переулке когда-то жили придворные чины — камергеры, а в Омске район Чернавинского проспекта (то есть нынешней улицы Ленина) был облюбован знатью и купцами.

— Очень долго мы стояли с пустыми помещениями — учредители не хотели сдавать их кому попало, была концепция запускать сюда интересные проекты. Первым здесь открылся бар «Свое место» в 2014 году. В следующем году они провели первое музыкальное мероприятие «Свое лето». Потом появился ресторан DVORIK, а затем зашли Skuratov, «Одно вино», крафтовый бар. Потом мы захотели кондитерскую. Таким образом и создалась концепция, которая сейчас существует, — объяснила Лариса Рубанович.

Бар «Свое место» стал первым заведением Камергерского

Сегодня Камергерский выглядит как единая площадка: каждое заведение не похоже на другое, но их объединяет схожее отношение к делу. Вместе они решили провести и одну из первых вечеринок.

— Для того чтобы анонсировать наше открытие, мы провели вечеринку — скинулись тремя или четырьмя заведениями на привоз артистов, поставили фуд-корт. И оказалось, что такой формат досуга востребован — сами не думали, что народ придет, — рассказывает маркетолог Skuratov Сoffee и бара «Свое место» Мария Борцова. — Отчасти это было промо для заведений, а отчасти — чтобы просто потусоваться и привлечь внимание к этому месту. Мы начали делать вечеринки «Свое лето». Так как у нас получилась достаточно интересная движуха, и на мероприятие начало приходить много людей, в это пространство потянулся креативный бизнес. На тот момент не было такой узнаваемости у всех, несмотря на то, что наша компания [Skuratov] уже была зрелая.

Только для хипстеров?

Со временем Камергерский стал притягивать не только любителей тусовок и творческих людей. Сюда стали приходить и омичи старшего поколения, родители с детьми, частыми гостями стали туристы. Локацию облюбовали и фотографы — съемки здесь проходят практически каждый день.

— У нас разновозрастная публика. Нельзя сказать, что мы создавали молодежное место. Что мы только тут не устраивали: детские [мероприятия], и художественные, и «Свое лето», и джаз. Пандемия, конечно, перевернула всю жизнь. Мы тратим много средств на то, чтобы здесь было красиво, чисто и люди хотели фотографироваться, — продолжает Лариса Рубанович. — У нас есть дизайнер, всё построено так, чтобы было единое [пространство]. Дизайнер занимается разработкой украшения двора: и сезонные декорации, и к праздникам — нужно что-то, что постоянно меняется.

С предложением провести мероприятия или декорировать пространство приходили галереи, в том числе и из других городов. Но поскольку здесь работают 15 компаний, с арендаторами предварительно обсуждают дизайн и все идеи.

Лариса Рубанович считает, что городских пространств должно быть больше

По словам маркетолога шавермы-бара «Лаваш» Анастасии Никитенко, заведение в Камергерском переулке притягивает больше всего туристов среди локаций этой сети.

— Видимо, их сюда часто возят показать это небольшое уютное пространство, и там они пробуют нашу шаверму, — объясняет она. — У нас на улице стоят столики, как и у всех ребят. По сути, мы не разделяем, где чьи столики, никого ниоткуда не выгоняем. Если [гости] взяли что-то из Skuratov и сели за столик, который стоит рядом с нашим заведением, то всё классно. Это общее пространство, где все вместе заботятся о территории.

Перформансы и вечеринки

В одном из соседних с Камергерским зданий находится театр — Центр современной драматургии. Главный режиссер ЦСД Ярослав Максименко называет самым ярким событием, которое прошло в переулке, проект «Точка исхода».

— С идеей проекта «Точка исхода» пришла Ульяна Исаенко (стилист, concept store «ТОЧКА». — Прим. ред.) Нам удалось силами восьми артистов, двух–трех стилистов, одного художника, одного диджея и группы поддержки создать в «Камергере» ощущение и атмосферу итальянского дворика. Такого, как в кино, — делится воспоминаниями о событии сентября 2019 года Ярослав. — Праздник длился часа три–четыре, гостей было около 80, это не считая просто прохожих с улиц Ленина и Бударина. Это был иммерсивный спектакль, короткий и очень простой. Но прелесть в том, что зрители были свидетелями и участниками действия. Артисты общались с ними, как со старыми друзьями и соседями по двору, вовлекали в игры и танцы, но при этом удалось сделать это очень органично,

В иммерсивном спектакле участвуют и актеры, и зрители

Как говорят маркетологи заведений, такие мероприятия влияют на приток гостей. Но пандемия наложила свой отпечаток на жизнь Камергерского.

— В связи с прошлым ковидным годом и этим непонятным годом мы сейчас ничего активно не проводим, это неразумно. Ребята из «Точки» в этом году делали презентацию одежды, мини-вечеринки проводил DVORIK, но это частные небольшие мероприятия. В том году ресторанный бизнес, общепит переживали не самые лучшие времена, и всем было не до дополнительных трат на организацию мероприятий. В этом году не рискуем, — сетует представитель Skuratov Coffee Мария Борцова.

Между собой сотрудники называют здания по типу их исторического назначения. Например, справа — конюшня

Новые точки притяжения

В последнее время в Омске становится больше таких общественных пространств. Рядом с «Мегой» работает арт-пространство «Дом Культуры», а на улице Кемеровской совсем недавно появилась площадка для отдыха с барами и кафе на берегу Иртыша.

— Арт-пространство [на Кемеровской] открылось в прошлый четверг, ребята стараются. Там достаточно интересная агломерация, место не совсем туристическое — мини-спальный район. И там идет пересечение молодежи с семейными людьми, — рассказывает маркетолог «Лаваша» Анастасия Никитенко. — Там и родители с колясками, и в то же время много представителей поколения Z, всё это вместе живет.

Управляющая Камергерским переулком Лариса Рубанович тоже заметила появление новых локаций.

— После нас уже появилось много интересных пространств, но я считаю, что наша уникальность — это камерный двор, которого больше нет. Когда кому-нибудь отправляешь фотографии [Камергерского переулка], люди не верят: «О, это у вас в Омске?» Я всегда говорю, что не все же уехали из Омска, мы же живем здесь, радуемся, наслаждаемся, создаем что-то, продвигаем идею комфортной среды. Многие стали открывать пространства, которые привлекают людей, и это здорово.

Заведения Камергерского не пересекаются по ассортименту в меню
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства