Знаете ли вы, что в Третьяковской галерее есть картины омского художника? Речь идет о Георгии Петровиче Кичигине. Его картины находятся в частных собраниях Швеции, Венгрии, Голландии, Швейцарии, Германии, Италии, Японии и, конечно, России. Одна из самых больших коллекций мастера оказалась в родном Омске. Мы побывали в гостях у бизнесмена Сергея Теплякова и смогли своими глазами увидеть коллекцию картин известного омского художника.
О коллекции мы узнали совершенно случайно. Увидев объявление о продаже квартиры, мы обратили внимание на большое количество картин и скульптур. Срочно связались с хозяином квартиры — бизнесменом Сергеем Тепляковым, который работает в сфере недвижимости и ресторанного бизнеса. И он не просто пригласил нас к себе, но и провел небольшую экскурсию и рассказал о картинах Георгия Кичигина.
— В 2011 году я все продал, и мы уехали в Испанию, 5 лет прожили в Барселоне. Но я решил точно вернуться назад, в Россию. Мы купили квартиру, и была задача сделать ее живой, — рассказывает Сергей Тепляков. — И какой бы ремонт ни был, чтобы оживить его, я начал искать картины. Я уже знал Георгия Петровича Кичигина, знал как художника. И я начал собирать его работы.
Картины омского художника здесь повсюду, практически в каждом уголке — но и этого мало. Бизнесмен признается, что часть коллекции хранится в квартире сына.
— Это получается как квартира-музей одного художника. Я собираю их не как капиталовложение, я люблю его работы и не планирую их продавать. Мы сейчас уезжаем жить в Москву с женой, — делится планами бизнесмен. — Дом у меня был тоже завешен картинами, но другими — эти картины были уже просто омских художников. У меня только омские художники, по большому счету, но интересует меня Кичигин.
Экскурсия начинается с кабинета. Здесь на стенах красуются старые работы Георгия Петровича. Картины разобраны по темам: борьба, красота, родина, божественное — все показано через взгляд художника. В каждой работе автор рассказывает историю.
— В 1979 году вышел фильм, который называется «Тема». Михаил Ульянов играл в нем главную роль — несостоявшегося драматурга, который хотел бы что-то настоящее поставить, но его заставляли в советские времена ставить то, что нужно было Советскому Союзу и партии, — объясняет Сергей Тепляков. — Я думаю, что Георгий Петрович показывает, что он горит, есть вдохновение, и за ним внимательно наблюдают «оттуда» — это Бог. Огнетушитель — это народ, который его не понимает, и он тушит его душу, его вдохновение.
В картине «Формы» художник показывает, что есть разные проявления женщины: простое яйцо, ваза, которую можно наполнить, форма — ее можно попробовать слепить. И каждая картина наполнена деталями: можно думать и находить разгадки.
— В этом-то и состоит на самом деле задача: искусство не должно быть каким-то сложным, но оно должно с тобой разговаривать, тогда оно работает. Не только ты смотришь на картину, но и картина смотрит на тебя — у вас должен быть диалог, — добавляет Сергей Тепляков.
Проходим дальше, в гостиную. Здесь рядом две работы: одно и то же окно, только с двух разных точек — вид изнутри и снаружи. Так Георгий Петрович изобразил свою мастерскую.
— Там он (художник. — Прим. ред.) находится дома, стекло — это грань, он в своем пространстве. Хочет — и рыба может лететь, это его фантазия, его дом. Есть это же окно, но с обратной стороны. Сквозь открытую форточку заходит свежий воздух, вдохновение. Одуванчики могут разлететься, а значит, разлететься семена, то есть дать жизнь чему-то новому. И рождаются зарисовки, — объясняет владелец квартиры.
Отдельно, в центре гостиной, стоит картина «Безмолвие». На ней вдалеке виднеется Вавилонская башня, на переднем же плане можно увидеть маленького человека — дирижера.
— Я не могу сказать, что одна картина лучше или хуже, но эта популярная, и о ней много говорят. Это Вавилонская башня, это то, что строим мы, но нас там не видно. А этот дирижер — Бог, — рассказывает коллекционер.
Кроме картин, в доме Сергея Теплякова есть и скульптуры работы омского мастера Александра Капралова.
— Вот Александр Капралов, он тоже рассказывает свои истории. Во-первых, он ценен тем, что ты попробуй сделай это. Это же не папье-маше, это сварка и болгарка. Попробуй сохранить эту гармонию, — рассказывает с улыбкой владелец скульптур. — Ты же смотришь — нет ничего лишнего. Вот эта работа: фашист, еврей и интеллигент. Они танцуют, но каждый из них думает, что танцует собственный танец. На самом деле танец общий, они связаны между собой, они все друг от друга зависят.
Проходим дальше, в спальню. Здесь находится цикл работ художника Кичигина, которые были написаны в Германии. Их ключевая особенность — вид на чужую страну из-за стекла. Сергей Тепляков уверен: в работах Георгия Петровича все не просто так. Есть в коллекции бизнесмена одна из самых старых работ, она единственная подписана английскими буквами.
— Это 2000 год, так не только Кичигин пишет, так многие наши начинают подписывать, думая, что они эти картины смогут продавать там, что они будут востребованы. Потом проходят годы, эта иллюзия у них проходит, они никому не нужны, и они перестают так подписывать работы, — делится бизнесмен. — Стекло всегда что-то разделяет, и художник показывает, что он здесь, дома, а там — заграница: как бы ни было хорошо, это не мое, я с этой стороны.
Поделился Сергей Тепляков и причинами своего увлечения творчеством Георгия Кичигина.
— Во-первых, так получилось, что я живу в Омске, Георгий Петрович в Омске. Во-вторых, есть какое-то совпадение или судьба, что у меня были возможность и деньги, я могу приобрести Кичигина. Наверное, только его я бы и хотел в будущем продолжать собирать, потому что это недешевое удовольствие. Потому что вы даже захотите — а куда пойти, где его купить? А он нигде не продается, его тяжело найти, — признается коллекционер. — То, что у меня получилось собрать, — это стечение обстоятельств, это в чем-то везение. Георгий Петрович единственный из живых омских художников, чьи работы находятся в действующей коллекции Третьяковской галереи. Две работы у него там, среди множества других европейских художников. Он очень ценен. Это лучшее, что можно было бы собирать.
Бизнесмен убежден, что Георгий Кичигин — великий, но недооцененный художник, которому нужен хороший маркетолог. Ведь задача художника — рисовать, а не заниматься своим продвижением. Сейчас Сергей Тепляков готовится к переезду из Омска в столицу, где он будет работать над новыми проектами. Туда же отправятся и все предметы искусства.
— Картины я заберу с собой в Москву. Я надеюсь, что наша семья будет продолжать жить вместе с этими картинами, по возможности буду расширять коллекцию, — заключил он.