Достойные внимания авторские проекты у Гая Ричи выходят не очень часто. «Карты, деньги, два ствола» были сняты 22 года назад, «Большому кушу» в этом году исполняется 20. Возраст этих фильмов удивляет тем сильнее, учитывая, что они очень хороши. Однако после них были провальные «Револьвер» и «Рок-н-рольщик», неоднозначные фильмы про Шерлока Холмса (коммерческий успех-то есть, а вот эстетическая ценность под вопросом), новый провал с «Королём Артуром» и диснеевский «Аладдин» — очень успешный в прокате, не очень оригинальный и получивший смешанные отзывы критиков.
На этом фоне интригующе прозвучал анонс «Джентльменов» как фильма, который снимают в традициях двух шедевров Ричи. Зрителям пообещали очень британскую ленту с острыми диалогами, энергичным действием и специфическим чёрным юмором. Зрители этому поверили, вспомнили Бориса Топора и Рори Ломщика, представили ещё раз, как серый Лондон окрашивается в красное, — и пошли за билетами. Спору нет, рассказ про «лучшие традиции» — отличный способ, чтобы повысить выручку, но любители хорошего кино имеют право насторожиться. Зачем Ричи снимать что-то вроде «Большого куша»? Лучше пусть он снимет что-то новое и не менее достойное!
С надеждой на это «новое» я и пошёл в кино.
Повторение пройденного
Название «Джентльменов» в нарушение старой российской традиции перевели на русский язык точно. Именно джентльмены имеются в виду — люди, получившие дорогое британское образование (не все они британцы) и с достоинством ведущие свой бизнес. Так уж вышло, что связан этот бизнес с культивированием марихуаны, которую герои с любовью называют «ганджубасик». Перспектива легализации лёгких наркотиков обсуждается в фильме как неизбежная, и это меняет оценку героями их бизнеса; однако с конкурентами «джентльмены» разбираются примерно так же, как наркомафиози в более отсталых странах, — с помощью пистолета.
Итак, в фильме есть плантации, на которых выращивают наркотики. Есть русская мафия, решающая вопросы максимально сурово. Есть свинья, у которой противоестественные отношения с людьми. Есть конфликт между двумя криминальными группировками, который завершается самым неожиданным образом. К этому и в самом деле добавляются острые диалоги, своеобразный юмор, перестрелки на улицах и отсылки к Шекспиру: фунт мяса, который сыграет важную роль ближе к финалу, — это из «Венецианского купца». Джейсона Стэтхема в фильме нет, но зато есть Мэтью Макконахи, Хью Грант и (это особенно прекрасно) Колин Фаррелл. В общем, зритель получает примерно то, чего хотел, — очень ричиевский и очень британский фильм. Можно отдохнуть, немного посмеяться, вспомнить классику. Но на этом хорошие новости, похоже, заканчиваются.
«Расскажи мне, расскажи»
Ричи явно не хотел ограничиться воплощением старых идей. После «Карт, денег и двух стволов» прошло 22 года — давно пора снять что-то новое, получить десяток номинаций на престижные премии и заново почить на лаврах, впредь делая более скромные проекты «для души». Тут возникает классическая коллизия: режиссёр умеет делать что-то конкретное, делать всю жизнь только это нельзя, но что-то другое вполне может не получиться. А пытаться надо.
Режиссёр «Джентльменов» попытался. Чувствуется это в первую очередь не в усилении актёрского состава, а в сюжете. О разборках между двумя криминальными кланами зритель узнаёт от одного из героев: Хью Грант приходит в гости к Чарли Ханнэму — и рассказывает, рассказывает, рассказывает… По ходу дела выясняется, что он многое преувеличил, а что-то и просто выдумал, так что зритель понятия не имеет, как всё было на самом деле и было ли вообще. Нечто подобное мы видели в «Джокере». Этот постмодернистский приём применяется уже несколько десятилетий, и действие «Джентльменов» благодаря нему не становится интереснее. Скорее, наоборот: рассказ Хью Гранта очень скучен, а продолжается он примерно половину фильма.
«Да когда же он закончит?» — именно эта мысль не покидала меня несколько десятков минут. «Ричи, ты зря теряешь наше время», — так я переиначил сходу одну из ярких реплик. Было даже ощущение, что Грант так и будет вести свой рассказ до самых финальных титров. Режиссёрский приём, который, видимо, должен был поднять фильм на новый концептуальный уровень, сделал «Джентльменов» старомодной и местами скучной лентой — вроде экранизации одного из романов Диккенса.
О хорошем
Однако позитив тоже есть. Во-первых, это тот факт, что Хью Грант закончил в середине фильма, а не в финале. Дальше в списке прекрасный саундтрек (советую не вставать с мест с началом титров), занятные шутки (про порнокарате и не только), некоторые ответвления сюжета и образы, созданные парой актёров. Макконахи, пожалуй, скучноват, а вот Колин Фаррелл в образе «правильного» тренера по боксу, который защищает своих «пацанов» от мафии, покорит любого. Участие в проекте этого актёра с его чудными бровями и неповторимым, непобедимым очарованием — главная удача Гая Ричи.
Вердикт таков: смотреть не обязательно, но можно. Ждать единого положительного впечатления не стоит, но в некоторых местах вы гарантированно получите массу удовольствия. Ну а Гаю Ричи надо предпринять новую попытку: выше головы (а точнее, выше своего первого полнометражного фильма) он не прыгнул ещё ни разу.
Согласны с автором?