Корреспондент Николай Эйхвальд сразу после выхода первого сезона сериала Ведьмак от Netflix смог за раз посмотреть все восемь серий и теперь делится с читателями своими впечатлениями.
— Сериала «Ведьмак» многие из нас ждали довольно долго — по крайней мере, с лета, когда Netflix начал регулярно публиковать новости о приближении премьеры. Тизеры и трейлеры давали на предварительном этапе богатую пищу для раздумий. Сериал заранее критиковали за супермена-бодибилдера в главной роли, за негров и индусов, живущих в условном подобии средневековой Польши, за нелепые костюмы и неизбежную трансформацию мира, с любовью и мастерством разработанного Анджеем Сапковским. И вот, наконец, наступило 20 декабря. Корреспондент NGS55.RU потратил в прошедшие выходные 8 часов на то, чтобы понять, что получили на выходе благодарные зрители, и по возможности получить удовольствие от сериала. Спойлер: всё получилось даже по второму пункту, хоть и не сразу.
Страсти по пану Анджею
Сразу скажу: Сапковского я читал и, не относясь к числу его фанатов, готов признать, что книги о ведьмаке хороши. В них есть яркие персонажи, отличный сюжет, интересные нравственные коллизии и живой, правдоподобно изображённый мир, который раскрывается перед читателем постепенно. Бери и экранизируй. Но авторы сериала пошли по немного другому пути. У них есть сюжетная линия, основанная на нескольких рассказах из двух первых сборников Сапковского; есть история спасающейся из горящей Цинтры княжны Цириллы, которая схожа с литературным прообразом только в самом общем виде; и есть, наконец, история о том, как Йеннифэр из Венгерберга превращается из горбуньи в красавицу, основанная разве что на паре намёков в книгах о Ведьмаке.
В результате появились кое-какие проблемы. Действие в этих трёх линиях происходит в разное время, и никаких маркеров для зрителя нет. Остаётся только удивляться, например, тому, что в двух соседних эпизодах король Фольтест пожилой, побитый жизнью мужчина и подросток, задирающий свою сестру. Геральт на вид одного и того же возраста в течение всех восьми серий — но, может быть, у ведьмаков всегда так? Впрочем, о том, как живётся ведьмакам или представителям других социальных групп, остаётся только догадываться: сценарист не потратил ни малейших усилий на объяснение контекста. Хорошо, если зритель читал Сапковского, и здорово, если он помнит прочитанное, — тогда он понимает, что у Геральта с глазами, почему Геральт регулярно пьёт какие-то жидкости из маленьких бутылочек и какие нравственные проблемы обдумывает Геральт, когда молчит. А что делать всем остальным зрителям? Получается, терпеть и собирать информацию по крупицам (в том числе поднимая литературу).
Спору нет, авторы сериала проделали работу, чтобы превратить набор эпизодов в единое повествование. Но, во-первых, делать это было необязательно, а во-вторых, делать это надо было хорошо, раз уж взялись. Десятки минут экранного времени с горбатой Йеннифэр, которая выглядит как персонаж «Очень страшного кино», это явный перебор. Напирать на её тягу к материнству как один из движителей действия — слишком ожидаемый и малооправданный ход. Возможно, стоило бы вместо этого более чётко подать литературный материал, не отказываясь от авторской иронии и постмодернистских игр. В истории Ренфри из первой серии ничего не осталось от явно издевательской версии сказки про Белоснежку и семь гномов, которую должны помнить читатели Сапковского. Симпатичная история про Сильвана из Долины цветов рассказана во втором эпизоде с чудовищной торопливостью, за которую впору увольнять людей, отвечавших за сценарий и монтаж (за грим, кстати, тоже — но это уже отдельная история). В общем, к сюжету очень много вопросов. Если бы не последняя серия, в которой все линии сошлись воедино, сценаристу даже пришлось бы поставить «неудовлетворительно».
«Дорогое шоу»
Мир «Ведьмака» — это мир, населённый разумными существами разных рас. Магия в нём является самым обычным делом, а профессия охотника на чудовищ относится к числу если не престижных, то уж точно высокооплачиваемых. Соответственно один из главных вызовов — визуализация всего того, что отличает фэнтезийный сериал от какой-нибудь простой мелодрамы. И тут приходится констатировать: Сильвана визуализировали очень дёшево и убого (на экран лучше вообще не смотреть в этот момент); дракона визуализировали просто дёшево. Истерику Паветты, освободившую её магическую силу и ставшую причиной полного разгрома пиршественной залы в королевском замке, показали очень аккуратно и даже робко. Неужели не хватило бюджета?
Кстати, критики, увидевшие сериал на специальном предпоказе, охарактеризовали его как «дорогое шоу». Видимо, «дорогое» оно не во всём. Справедливости ради замечу, что стрыга получилась отличная, и что Йеннифэр колдует очень убедительно.
Эльфы у сериальщиков получились просто людьми со странными ушами (кстати, это ещё и тот случай, когда контекст нужен, но его нет), а вот краснолюды — это просто актёры-карлики. Казалось бы, после «Властелина колец», в котором очень убедительно показали гномов и особенно хоббитов, так поступать неприлично, но у Netflix другое мнение. В результате здесь полный провал. Может быть, во втором сезоне что-то изменится?
Афродриады и десять негритят
Кастинг — возможно, главная болевая точка первого сезона. Сапковскому самому пришлось объяснять фанатам, что он не пытался создать в книгах подобие средневековой Польши, а потому южный тип лица и тёмный цвет кожи вполне могут встречаться в сериале, но убедить удалось не всех. А масштабы проблемы достаточно серьёзные: например, одна из главных дриад Брокилонского леса — негритянка; Цирилле помогает в её странствиях мальчик-негритёнок (этот персонаж выдуман сценаристом и странно выглядит на фоне заснеженных равнин), главная магичка Нильфгаарда опять же чернокожая, причём, мягко говоря, не красавица. Многие другие персонажи имеют внешность африканского или индийского типа, и даже Йеннифэр — индианка.
Среди критиков такого кастинга наверняка очень мало расистов. Однако, читая польскую фантастику, люди явно представляли персонажей по другому. Так что теперь они задаются вопросами типа: «Зачем такое нужно?» и «Ну обошлись же без негров в "Игре престолов", а здесь что пошло не так?». В их оправдание могу сказать, что обилие южных лиц в соединении со странным саундтреком первых эпизодов производит такое впечатление, будто смотришь какой-нибудь «Великолепный век». Ну или (не дай бог, конечно) «Королька, птичку певчую».
Аня Чалотра прекрасно играет Йеннифэр, если ей дают качественный сюжетный материал (а ещё, кстати, она потрясающе красива). Основные проблемы кастинга проявились в совсем других вещах. Какой-то невнятный Кагыр аэп Кеаллах от Имона Фаррена, вульгарная королева Калантэ от Джоди Мэй, стандартный образ смешного и глуповатого друга главного героя от Джои Бэти. В «Шреке» есть осёл — а в «Ведьмаке» должен быть Лютик и вся недолга.
Геральт из Бодибилдии
Сейчас самое время переходить к тому, что мне понравилось в «Ведьмаке». Тут получилось довольно неожиданно. Генри Кавилл — актёр с очень американской внешностью, с мышцами бодибилдера и красивым лицом, но без «поганой ухмылки», которую регулярно приписывают Геральту книжные персонажи. Соответственно, выбор актёра на главную роль заранее критиковали очень многие.
А потом случилась премьера. И выяснилось, что Кавилл — прекрасный актёр. В наше время, когда считается, что в кино надо показывать людей с «обычной внешностью», лицо нового Геральта — это просто произведение искусства, а его актёрская работа спасает любой эпизод. Жаль, что появляется «супермен» далеко не в каждой сцене.
Потрясающе снят эпизод, в котором Геральт сражается с княжной Ренфри. Этот балет с мечами показывает, что создатели сериала умеют решать задачи на высшем уровне — но, к сожалению, не всегда ставят перед собой такую цель. Например, охотников на дракона где-то ближе к финалу Геральт рубит на куски на более низком эстетическом уровне.
Но главное, что должно заставить зрителя с нетерпением ждать выхода второго сезона, — это, конечно, последняя, восьмая серия. Все сюжетные линии сходятся в одну, между персонажами завязываются, наконец, живые, трепетные связи, герои объединяются ради масштабной схватки со злом. Один час потрясающего зрелища перед финалом — и теперь начались примерно полтора года ожидания второго сезона. Кстати, всего сезонов будет семь, и можно надеяться, что сериальщики сделают работу над ошибками. Исправят нильфгаардские доспехи, найдут денег, чтобы чудовища получались «побогаче» и поубедительнее, дадут больше места в повествовании текстам Сапковского. Кстати, буквально сегодня стало известно, что во втором сезоне будет использован рассказ «Крупица истины», и это отличная новость. Значит, Геральт будет выпивать в компании оборотня, который расскажет ему трагикомическую историю своей жизни. Пусть сценаристы обратят внимание на то, что это версия сказки «Красавица и чудовище» — и тогда мы сможем получить ещё больше удовольствия от второй порции нетфликсовского «Ведьмака».
А вам как сериал?