19 декабря в кинотеатрах России вышла заключительная часть новой трилогии «Звёздных войн» от Disney под названием «Скайуокер: Восход». Долгая история саги о Скайуокерах должна была подойти к концу, а создатели фильма обещали ответить на все вопросы и раскрыть все тайны, которые они сочинили в первых двух частях. Наш корреспондент Виктор Старцев сходил на премьеру и настолько поразился увиденному, что решил высказать своё мнение о трилогии в целом.
Скажу сразу: до начала этой недели для меня существовали только шесть фильмов «Звёздных войн», снятые Джорджем Лукасом, — оригинальная трилогия и трилогия приквелов, которую запустили спустя 16 лет после выхода «Возвращения джедая» (последней части оригинальной трилогии). Уже вышедшие седьмую и восьмую части от компании Disney, которые выкупили Lucasfilm и объявили о том, что будут снимать продолжение саги, я изначально не стал смотреть из принципа. Но потом я узнал о том, что девятая часть закроет всю историю, и стало любопытно — что же они такого там придумали. Естественно, было бы нелогично идти в кино, не заполнив пробелы. Так я познакомился с трилогией сиквелов «Звёздных войн» от Disney.
Седьмой эпизод под названием «Пробуждение силы» был снят Джей Джей Абрамсом, который хорошо знаком нам как создатель сериала «Остаться в живых», сценарист «Армагеддона» и продюсер множества частей франшизы «Миссия невыполнима». Как оказалось, всё это не помогло ему в том, чтобы сделать первый фильм трилогии началом чего-то нового (об этом чуть позже). Из знаменитых жёлтых титров, бегущих на фоне звёзд, выясняется, что Люк Скайуокер — джедай и главный герой оригинальной трилогии — пропал, а на его поиски отправили лучшего пилота Сопротивления (бывший Альянс повстанцев), которое возглавляет сестра Скайуокера, генерал Лея Органа. Ищут джедая и злодеи — Первый Орден, этакие «графские развалины» галактической Империи.
Сюжет же самого фильма умело копирует четвёртый эпизод — «Новую надежду». Во-первых, это герой-антагонист, скрывающий своё лицо за железной маской (Дарт Вейдер — Кайло Рен). Правда, в диснеевской версии приверженец тёмной стороны не пострадал от падения в лаву, а просто хочет быть похожим на Вейдера — у Кайло Рена в каюте даже его покорёженный шлем лежит. Во-вторых, это линия главной положительной героини — мусорщицы Рей, которая эпизодами очень напоминает историю Люка Скайуокера в «Новой надежде». Но, в отличие от Скайуокера, о Рей мы не знаем вообще ничего, и её история жизни по ходу эпизода раскрывается очень слабо. Кроме того, есть множество других эпизодических совпадений и отсылок, описывать которые нет смысла. В итоге на выходе мы получили старую давно рассказанную историю, в которой просто поменяли имена главных героев.
У восьмого эпизода — «Последнего джедая» — режиссёр был уже другим. За картину взялся Райан Джонсон, который попытался сломать устоявшиеся каноны франшизы. Эта часть получилась мрачной и местами даже откровенно безнадёжной для приверженцев Света — иногда казалось, что герои попадают в ситуацию, у которой точно не будет счастливого конца. Активно раскрывается образ Кайло Рена — в этом эпизоде становятся понятны причины его перехода на тёмную сторону и видна непрерывная внутренняя борьба. Чего стоит только эпизод в самом начале фильма, когда Рен в ярости разбивает свою железную маску! Но в то же время история главной спасительницы галактики, Рей, остаётся всё так же окутана мраком — непонятно, откуда в ней взялась Сила, как она вообще стала главной героиней этой трилогии и зачем ей всё это нужно. И конечно же, фанаты «Звёздных войн» могут пустить скупую слезу, глядя на эпизоды с постаревшим Люком Скайуокером. В этой истории он скажет своё веское слово.
Тем не менее усилия Джонсона не оценили — фильм собрал много отрицательных отзывов, и финальную часть трилогии снова доверили Джей Джей Абрамсу. Что же мы получили? Если говорить вкратце, то всё плохо. Сюжет продолжает выезжать на заимствованиях из фильмов Джорджа Лукаса — тут тебе и остатки «Звезды Смерти», и появление Лэндо Калриссиана из оригинальной трилогии. Но больше всего удивляет возрождение одного из главных отрицательных персонажей первых шести фильмов — императора Палпатина. Более того, он ещё и будет играть важную роль в судьбе Рей. Обойдёмся без спойлеров, но эта связь тоже покажется безумно смешной и откровенно притянутой за уши, как будто на экране не «Звёздные войны», а «Санта-Барбара».
Есть и другие гениальные эпизоды — например, сцена с повстанцами на лошадях, скачущих по корпусу корабля в открытом космосе (тут Абрамс явно пересмотрел «Игру престолов», не иначе), и бесконечные пафосные монологи положительных героев в духе знаменитой фразы «За себя и за Сашку!» из фильма «Движение вверх». Герой Кайло Рена, который только-только начал раскрываться в восьмой части, в финальном эпизоде как будто обнулился — зачем-то сделал себе новую маску, снова стал совершать поступки, не вытекающие из логики его предыдущих действий, и в целом вёл себя очень странно. История семьи Рей наконец раскроется перед нами, но так, что лучше бы сценаристы этого и не делали вовсе. Вы спросите — а почему я не рассказываю о других героях трилогии? Всё просто: другие герои не раскрыты вообще никак, они играют роль массовки, безымянного напарника из боевиков, о жизни которого вы никогда не узнаете. Ни лучший пилот Сопротивления По, ни экс-штурмовик Финн, ни девушка азиатской внешности Роуз, сестра которой в восьмой части героически погибла, взорвав бомбардировщик вместе с собой на борту, ни кучка генералов Первого Ордена — ни один из этих героев по-настоящему не цепляет, не хочется интересоваться их прошлым и будущим. Собственно, интересоваться не хочется и самим сценаристам.
Традиционно самым лучшим в фильме стала операторская работа и спецэффекты — грандиозные битвы в космосе с огромными флотилиями (сначала ситхов, а затем армии Сопротивления), красивые обитатели других планет, роскошные пейзажи (обломки «Звезды Смерти» будут лежать в море с очень живописными волнами). Но, увы, хорошая картинка никогда не сможет закрыть слабый сюжет. В целом «Скайуокер: Восход» чем-то напоминает «Возвращение джедая». Собственно, если нет разницы, зачем платить больше?
В общем, если вы смотрели фильмы Джорджа Лукаса, на диснеевскую трилогию тратить времени смысла нет — ничего нового для себя найти там не получится, а семь с лишним часов жизни будут потеряны зря. Трилогия сиквелов получилась посредственной копиркой оригинальной саги, причём напоминающей русские сериалы, в которых показывают постаревших главных героев и истории их детей. Только вот почему-то своей истории у этих детей не оказалось. «Отказаться от прошлого», как завещал Кайло Рен, не получилось, что и подтверждает концовка девятого эпизода. Очень хотелось бы, чтобы идеи о дальнейшем продолжении «Звёздных войн» так и остались в далёкой-далёкой галактике.
Как вам диснеевская трилогия «Звёздных войн»?