Самая громкая премьера этой недели — фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Корреспондент NGS55.RU Николай Эйхвальд не мог пропустить это событие, и теперь он рассказывает о своих впечатлениях от увиденного.
Очередной фильм, снятый по комиксам DC, просто обречён на кассовый успех. Сомневаться в этом трудно, ведь создатели «Джокера» заранее угодили всем: фанаты комиксов идут в кинотеатры, чтобы увидеть, как простой человек превращается в уже знакомого им суперзлодея; просто любители хорошего кино без особых жанровых пристрастий — чтобы понять, превзошёл Хоакин Феникс Хита Леджера или нет; наконец, любителей бескомпромиссного артхауса создатели фильма заинтересовали трейлером, в котором нет ни Готэма, ни комиксовой патетики на тему борьбы добра со злом, есть только болезненная камерная драма, театр одного актёра (явно высококлассного).
«Хоакину светит «Оскар»!» — писали первые комментаторы трейлера в социальных сетях. Более важной была другая интрига, не связанная с наградами: в какой же момент произойдёт превращение главного героя из жалкого неудачника в «принца преступного мира»? Будет у зрителей возможность насладиться криминальным экшном вроде того, что был в «Тёмном рыцаре» (чего стоит один только «фокус с карандашом»!), или Артур Флек только в самом финале заменит свою вымученную улыбку на ухмылку Джокера?
Теперь, после премьеры, можно сказать, что создатели фильма и в этом вопросе пошли по среднему пути. Кстати, режиссёр «Джокера» Тодд Филлипс раньше отметился картинами «Борат» и «Похмелье» (в российском прокате — «Мальчишник в Вегасе») — весёлыми, в первом случае скандальными, но, скажем так, не вошедшими в «золотой фонд кинематографа». В «Джокере» он заметно поднял планку и, кажется, преодолел её.
Готэм в фильме, пожалуй, есть. И он переживает тяжёлые времена: мусорная проблема (тут у россиян есть дополнительные причины, чтобы сопереживать готэмцам), социальная несправедливость, экономический кризис. Артур Флек зарабатывает гроши в качестве аниматора, заботится о маме, вечерами смотрит вместе с ней юмористическое теле-шоу, которое ведёт герой Роберта Де Ниро — эдакий Якубович из комикса. Так получается, что в первую очередь фильм не о криминале, а о том, над чем стоит смеяться, а над чем нет. Если клоуна на улице ударили доской по лицу — это смешно? А пошлые шуточки в вечернем прайм-тайме достойны того, чтобы покатываться со смеху? Больше достойны, чем жестокое убийство или страдания психически нездорового человека, который никому не сделал плохого? У разных персонажей разные мнения на этот счёт, и аргументами в споре становятся в том числе пистолет и ножницы.
Видимо, как раз из-за ножниц «Джокер» получил в России рейтинг «18+». Фильму это пошло только на пользу, хотя и не уберегло киносеансы от прихода подростков, хотевших совсем иного зрелища — более простого и однозначного. Кому-то даже в наше время нужно видеть на экране носителей доброго начала. Однако Брюсу Уэйну в «Джокере» всего лет 10, а на экране безусловно царит Артур Флек, ставший настоящим артистом только тогда, когда начал убивать. С эстетической точки зрения это обставлено великолепно: мощная игра Феникса (да, он не хуже Леджера), мощный саундтрек, отличная операторская работа. Готэм в этом жестоком и прекрасном фильме играет насыщенными красками, а сюжет полон отсылок ко многим знаковым фильмам. Погоня в поезде заставляет вспомнить «Французского связного», диалог Флека с самим собой, который он ведёт с пистолетом в руках, — явная параллель с «Таксистом». Наконец, зрители ждали реплики «Брюс, ты мой брат!», но не дождались. По независящим от них причинам.
Будет очень интересно посмотреть, за что возьмётся Филлипс после столь яркого успеха. Ну а сейчас ясно, что Американская академия кинематографических искусств не сможет проигнорировать «Джокера». Увидеть сцену, в которой Феникс, стоя на полицейской машине, собственной кровью рисует на лице улыбку клоуна, достаточно, чтобы рука сама потянулась к статуэтке «Оскара». «Держи, Хоакин. Кому ещё, если не тебе?»
Согласны с автором?