Сегодня уже почти все знают, что если звонят из «службы безопасности банка», то надо класть трубку. Но мошенники нашли новый способ красть деньги даже у тех, кто настороженно относится к подозрительным звонкам. И имя этому способу — Госуслуги. Мы пообщались с жертвой мошенников, у которой недавно там «взломали» аккаунт и которая в итоге перевела деньги на «безопасный счет». Рассказываем в карточках, на что стоит обращать внимание и какие действия мошенников должны стать для вас тревожными звоночками.
- Ваш аккаунт «взломан»
- На связи «оператор Центробанка»
- На вас «пытаются взять кредит»
- Звонок в мессенджере
- «Заведено уголовное дело»
- Кто глава МВД РФ?
- Переведите деньги на безопасный счет
- Подпись замглавы Центробанка
- «Я вас услышал»
- Лучше откупиться от беды деньгами
Ваш аккаунт «взломан»
Если вам пришло письмо с Госуслуг, что аккаунт взломан, не торопитесь паниковать. Обязательно проверьте это сообщение. Мошенники используют визуальный стиль сервиса, но в фейковом письме ссылки на приложения работать не будут — это просто картинки. Второе — там будет указан телефон, игнорируйте его смело. Зайдите на официальный сайт Госуслуг, где указан настоящий номер горячей линии: 8 (800) 100–70–10. Позвоните по нему и уточните, действительно ли был взлом.
На связи «оператор Центробанка»
Если вы второпях не успели ничего проверить, а сразу позвонили по телефону, указанному в письме, то вас возьмут в оборот. У мошенников всё организовано на высшем уровне, и при звонке автоответчик предложит вам выбрать цифру на тональном наборе в зависимости от вопроса. Это усыпляет бдительность. Очень быстро вам ответит «оператор Госуслуг», который серьезным голосом пообещает всё проверить, а после выдаст вердикт о взломе. Далее с вас возьмут обещание оставаться на линии и соединят с «оператором Центробанка». Запомните раз и навсегда — никогда сервис Госуслуг не соединяет с другими структурами.
На вас «пытаются взять кредит»
Вы продолжаете оставаться на той же самой линии, и с вами уже говорит «оператор Центробанка». Его задача — убедить, что ваши счета в опасности, ведь из вашего личного кабинета Госуслуг (и Налог.ру, если он есть) выгружены все документы. Поэтому, говорит «оператор», нужно перечислить банки, клиентом которых вы являетесь, и озвучить сумму денег на счетах, чтобы якобы их застраховать. Параллельно оператор будет вам рассказывать, как ему «только что сообщили из отдела безопасности / юридического отдела», как на вас пытаются взять кредит.
Звонок в мессенджере
Следующий тревожный звоночек — оператор предлагает перейти в WhatsApp, чтобы не занимать линию Госуслуг (по факту вы до сих висите на номере, на который позвонили в самом начале). Здесь надо протягивать «а-а-а, мошенники» и класть трубку. Потому что никогда государственные и банковские коммерческие структуры не будут вам звонить в мессенджере. Даже если это аргумент не занимать линию, даже если на аватарке аккаунта логотип Центробанка.
«Заведено уголовное дело»
Вы перешли в WhatsApp, беседуете по мессенджеру, и вам по-прежнему заговаривают зубы. И тут «оператор» сообщает, что он связался с МВД и уже заведено уголовное дело, и сейчас вам позвонит по второй линии следователь. Во-первых, уголовное дело за три минуты в удаленном режиме не заводят. Во-вторых, если второй звонок вам не поступает, то вас попросят отключить блокираторы и антиспамы. Это еще один звоночек — антиспам как раз настроен против подозрительных номеров.
Кто глава МВД РФ?
Допустим, «следователь» до вас добрался. Он расспросит, кто мог похитить ваши данные. Вообще фигура «следователя» здесь имеет значение только в качестве подтверждения, мол, всё серьезно. Совет — попробуйте задать собеседнику самый легкий вопрос. Например, кто глава МВД РФ (Владимир Колокольцев). Таких вещей мошенники не знают, и с большой вероятностью они начнут ругаться на вас за провокации.
Переведите деньги на безопасный счет
После «следователя» вас вернут к «оператору банка». К этому моменту вы уже полтора часа висите на телефоне и попросту устали. И тут наконец иллюзорный «финансовый отдел» придумывает выход — вы должны оформить кредитную карту на определенную сумму (которую якобы пытаются похитить мошенники) и перевести на безопасный счет вашего страхового менеджера (его назначают по телефону, говорят вам ФИО). Это последний раз, когда вы можете положить трубку и жить спокойно. Помните, что не существует безопасных счетов и назначенных по телефону страховых менеджеров.
Подпись замглавы Центробанка
Вам будут присылать в мессенджеры документы с подписью замглавы Центробанка и с синей печатью. Вам могут даже выслать удостоверение оператора Центробанка. Помните, что эти штуки можно легко сделать в любом графическом редакторе.
«Я вас услышал»
Мошенника еще можно распознать по заученным и часто повторяющимся фразам вроде «я вас услышал» или «недобросовестные лица». Кроме того, мошенники быстро находят потенциального виновника, убеждая вас в том, что за взломом стоит сотрудник банка, у которого вы обслуживаетесь. Главная задача этих людей — удержать вас на линии. Пересильте себя и отложите телефон на минуту для раздумий. Даже если вы торопитесь «спасти» свои накопления, то одна минута ничего не решает, а вы убедитесь в обмане.
Лучше откупиться от беды деньгами
Если вы всё-таки стали жертвой, не вините себя. Как нам пояснили в полиции, на такие уловки попадаются самые разные люди — финансисты, юристы, журналисты, чиновники, врачи, учителя. Дело не в вашей глупости или рассеянности. По ту сторону «провода» работают настоящие профессионалы, использующие методы психологического воздействия. Ну и есть хорошая поговорка — лучше откупиться от беды деньгами.