Все новости
Все новости

Как полицейские становятся преступниками? Откровенный разговор с сотрудником ФСБ

Недавно в Омске прогремело дело начальника отделения по раскрытию преступлений имущественного характера отдела полиции № 7 Николая Корнейчика. Его признали виновным в превышении должностных полномочий и незаконном сбыте наркотиков. NGS55.RU рассказывает подробности этой громкой истории с комментариями сотрудника УФСБ Росии по Омской области.

Кражи по договоренности

На первый взгляд у Николая Корнейчика было если не все, то очень многое — интересная работа, семья, социальный статус. На протяжении десяти лет работы в органах он специализировался на незаконном обороте наркотиков. В 2021 году он получил повышение по службе и возглавил отделение по раскрытию преступлений имущественного характера отдела полиции № 7, в котором ранее работал оперативником. Если объяснять простыми словами, то это отделение занимается раскрытием краж — поиском карманных и квартирных домов, угонщиков автомобилей и похитителей мобильных телефонов. На последних Николай Корнейчик и заострил внимание в первый же месяц работы в новой должности.

Полицейский наладил доверительные отношения с одним из воров-рецидивистов, наркоманом Русланом Галимовым, не раз отбывавшим срок за мелкие кражи. Казалось бы, зачем майору полиции нужна такая дружба? Разумеется, все не просто так. Корнейчик «подружился» с уголовником с корыстной целью: он договорился с Галимовым о том, что тот будет похищать телефоны и сдавать их в ломбард. Руслан Галимов отдавал Николаю Корнейчику сим-карты от украденных телефонов, а полицейский выкупал гаджеты в ломбарде и отчитывался о якобы раскрытых преступлениях, повышая таким образом показатели. Но это еще не все. Своему сообщнику полицейский в качестве вознаграждения за сотрудничество передавал наркотики. Так продолжалось до тех пор, пока Руслан Галимов сам не рассказал силовикам о своем приятеле в погонах.

— В начале мая 2021 года Галимов обратился в УФСБ с информацией о факте превышения в отношении него должностных полномочий. Указанная информация сразу же стала проверяться оперативным путем, каких-либо сомнений в общей работе Корнейчика на тот момент не возникало, поскольку ранее в поле зрения он не попадал, информация проверялась по методу «от преступления к человеку» а не «от человека к преступлению», — рассказывает сотрудник УФСБ.

Николай Корнейчик снабжал своего сообщника запрещенными веществами, которые он умудрился припасти еще в тот период, когда работал наркополицейским. Поведение Николая Корнейчика кажется еще более экстремальным из-за еще одной важной подробности: полицейского задержали с поличным прямо на рабочем месте, когда он раскладывал на столе в своем кабинете пакетики с «синтетикой».

— На должности начальника отделения по раскрытию имущественных преступлений до момента его задержания УФСБ Корнейчик проработал чуть больше месяца, ранее он проходил службу в должности старшего оперуполномоченного группы по контролю за незаконным оборотом наркотиков этого же отдела полиции, а в марте 2021 года получил повышение и был назначен начальником отделения. В целом, весь свой путь как оперативный работник, Корнейчик работал именно по линии незаконного оборота наркотиков. Начинал службу он еще в 2011 году в ФСКН, а после ликвидации данного ведомства перешел в УМВД России по Омску на аналогичную линию работы. Это конечно не закономерность, но случается, что сотрудники полиции, работающие по линии НОН, при изъятии наркотических средств, незаконно присваивают определенную их часть себе, указывая в протоколе личного досмотра, обследования, либо обыска лишь оставшуюся часть изъятых наркотиков, — поясняет наш собеседник.

Корнейчик и дело Дмитрия Федорова

По словам нашего собеседника в процессуальном плане такая махинация является несложной — Николай Корнейчик просто не внес часть изъятых наркотиков в протокол и оставил их себе. Позже он сам рассказал об этом в суде. Но куда смотрели понятые? Оказывается, у полицейских, переступивших черту закона, как правило, имеются «свои» понятые, которые зачатую являются еще и наркозависимыми и по этой причине готовы подписать любые документы.

— В последствии, этими же «неучтенными», присвоенными наркотиками, недобросовестные полицейские и «расплачиваются» со своими понятыми за участие в мероприятии, либо за предоставление какой-либо оперативной информации. Но иногда, бывают и особо вопиющие случаи их дальнейшей перепродажи с целью извлечения материальной выгоды, что также находило отражение в СМИ после пресечения УФСБ подобных фактов, — поясняет наш собеседник.

Теперь вернемся на пару лет назад. Как сообщали омские СМИ, в 2019 году Николай Корнейчик принимал участие в обыске по делу «омского Голунова» Дмитрия Федорова, которого задержали с наркотиками в Нефтяниках. Сам Федоров позднее опубликовал в соцсети «ВКонтакте» видео, в котором рассказал о том, что наркотики ему подбросили сотрудники правоохранительных органов. Спустя несколько дней тело Дмитрия Федорова нашли на железнодорожных путях — его насмерть сбила электричка. В феврале 2020 года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников полиции и Росгвардии о превышении полномочий при обыске. Однако сотрудники УФСБ не подтверждают версию о причастности Николая Корнейчика к делу Дмитрия Федорова.

— В ходе расследования СУ СК России по Омской области уголовного дела в отношении Корнейчика и его оперативного сопровождения, осуществляемого УФСБ, достоверных сведений, указывающих на причастность последнего к фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности в отношении Федорова, получено не было. Указанные предположения о связи этих двух дел, фигурирующие в СМИ, по сути, остаются лишь догадками журналистов, которые никак процессуально не подтверждены, — поясняет сотрудник УФСБ по Омской области.

Как полицейские становятся преступниками?

На приговор по делу Николая Корнейчика не пришел никто из тех, кто бы мог его поддержать — от бывшего полицейского отвернулась и жена и коллеги. Лицо бывшего майора полиции отражало полное отчаяние и даже гнев из-за осознания неизбежности наказания. Его история по-прежнему вызывает много вопросов. Как полицейскому удалось устанавливать доверительные отношения с представителем криминального мира? Ведь мелкие преступники живут «по понятиям» и презрение к сотрудникам полиции — часть их мировоззрения.

— Если мы употребляем термин «сообщники» по отношению к представителю уголовного мира и полицейскому, то последний априори сам становится таким же преступником, вопрос только в квалификации конкретного деяния. Что касается использования сотрудниками полиции уголовных элементов в своих корыстных целях (например, для повышения показателей по службе), такое иногда происходит, хоть конечно и не является повсеместным. Некоторые занимаются этим исходя из соображений карьеризма, хотят показать высокие результаты своей работы и получить признание начальства. Другие, не думая о возможных последствиях, просто слепо выполняют указания своего руководства, которое не интересует способы выполнения задачи. Сказали, например, за месяц, исходя из аналогичного периода прошлого года должно быть раскрыто 10 краж, опера идут и «раскрывают», уговорив местного воришку взять на себя все кражи аккумуляторов с автомобилей, совершенные на конкретном районе, хотя тот, в действительности причастен только к двум, — поясняет сотрудник УФСБ.

По правилам назначения уголовного наказания, по совокупности нескольких преступлений наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок по самому тяжкому из них. Поэтому полицейским несложно убедить преступника взять на себя преступления, которые он на самом деле не совершал, убедив его в том, что эти «бонусные» кражи никак не отразятся на конечном сроке наказания. По долгу службы полицейским приходится много общаться с уголовниками, а в случае с Николаем Корнейчиком это общение вышло за допустимые пределы.

— Никакой оперативно-розыскной орган не сможет существовать без получения оперативной информации, а основной её источник — представители криминала, которые ежедневно в этом «варятся» и в курсе всего происходящего, ну или почти всего. Касаемо «жизни по понятиям» и «презрения к полицейским», это больше относится либо к так называемым «непримиримым», для кого тюрьма дом родной, либо к совсем мелкой шпане, у которой крайняя степень правового нигилизма и в силу отсутствия жизненного и криминального опыта, а где-то и откровенно отсутствия мозгов, не готовых к общению. А бывалые представители криминала в основном всегда готовы к диалогу, учитывая, что сотрудничество обычно взаимовыгодно и для себя они, в том числе тоже извлекают определенную пользу, что их, в конечном счете больше всего и интересует, — поясняет собеседник NGS55.RU.

Дело Николая Корнейчика — не единственная история об оборотне в погонах, оказавшаяся на слуху за последнее время. Сейчас в Кировском суде рассматривают дело начальника УМВД по городу Омску Евгения Быкова, теперь уже бывшего. Его обвиняют получении взяток в крупном и особо крупном размерах — по версии следствия это более 6,9 млн рублей. Подчиненному Быкова — Михаилу Лебедева недавно вынесли приговор — его отправили в колонию на 2 года и 9 месяцев. А в прошлом году бывшего оперативника Евгения Аскапова приговорили к 9 годам лишения свободы за покушение на сбыт наркотиков в особо крупном размере. По какой причине полицейские становятся частью той преступной сферы, с которой они сами же и борются? Наш собеседник считает, что в большинстве случаев — это жада денег.

— Если не брать в расчет те случаи, когда речь идет о повышении статистики при помощи фальсификации, гонкой за показателями и так далее, обоснование одно — деньги. Конечно, размер зарплаты сотрудников полиции не является оправданием, но молодой специалист органов внутренних дел получает не такую уж и большую зарплату — 37 000 — 40 000 рублей, а сержанткий состав — еще меньше: в в районе 26 000 тысяч рублей. Но если ты пришел на службу в полицию — ты обязан соблюдать закон, поскольку охраняешь его и требуешь его соблюдения от других. И поступая на службу нужно осознавать негативные моменты, как говорится, принимаешь правила игры, какими бы они не были. Но если тебе не хватает денег, ты ощущаешь финансовые трудности и понимаешь, что законным путем большего тебе не заработать — увольняйся и занимайся коммерческой деятельностью на гражданке. Но не надо заниматься коммерческой деятельностью в погонах и превращать службу в бизнес. Это в итоге очень дорого может стоить, к тому же совершение преступления, будучи сотрудником органов внутренних дел согласно пункту «о» части 1 статьи 63 УК РФ является обстоятельством, отягчающим наказание. Вместе с тем, вопрос с низкими зарплатами в МВД необходимо срочно решать, чтобы хотя бы от части нивелировать подобные факты противоправной деятельности.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter