В ночь с 21 на 22 января в селе Юрьевка Павлоградского района произошло тройное убийство. Около двух часов ночи неизвестный зарезал 36-летнюю домохозяйку, ее 38-летнего сожителя и девочку-инвалида, дочь женщины. Еще двоим членам семьи — школьнице-подростку и ее дошкольнику брату — удалось спастись от расправы. В панике дети выбежали на улицу, чтобы позвать людей на помощь. Спустя несколько минут их мать, сестра и отчим были уже мертвы. Убийца, совершивший расправу над семьей, до сих пор не найден. Днем 22 января корреспонденты NGS55.RU отправились в Юрьевку, чтобы выяснить все подробности этого происшествия.
Село находится на юге Омской области — всего в пяти километрах от границы с Казахстаном. На въезде в Юрьевку корреспондентов NGS55.RU остановили пограничники. Они попросили показать документы и поинтересовались целью нашего визита. Порядки в пограничной зоне строгие, к тому же здесь произошло ЧП, поэтому без специального пропуска передвигаться по территории села нельзя. Позже нам пришлось выстраивать диалог с военными: они потребовали, чтобы мы покинули Юрьевку. После получасового ожидания нам всё-таки удалось получить разрешение на съемку и возможность перемещаться по селу.
Но на этом сложности не закончились. При въезде в Юрьевку у нас начались проблемы со связью — позвонить кому-либо или отправить сообщение с телефона, обслуживаемого одним из известных операторов, было практически невозможно. Однако мы заметили вдалеке вышку и предположили, что жители села могут пользоваться связью какой-то другой сети.
В Юрьевке есть несколько магазинов, школа, здание администрации и даже бар под названием «Шато». Именно в «Шато» оперативники наведались на начальном этапе расследования. По словам местных жителей, в баре появляется много разных людей, зачастую неместных — из других районов. Продавцы магазина, который расположен в одном здании с баром, заметили, что ночью возле «Шато» стояла подозрительная машина с включенными фарами. Уехала она только под утро.
Убийство
Ночь с 21 на 22 января выдалась довольно морозной. Трое детей жительницы Юрьевки — две дочери и сын — крепко спали, когда с улицы послышался громкий шум: кто-то изо всех сил стучал в окна их дома. Мать детей поднялась с постели и направилась к входной двери.
— Все дети проснулись из-за этого громкого стука. А следом, по словам дочери-подростка, они услышали крики. Мать начала кричать о том, что отчима режут, — рассказала подруга убитой женщины.
Девочка успела мельком увидеть преступника — она запомнила, что нижнюю часть его лица прикрывала борода, но не исключено, что это была черная маска. Школьница выскочила на улицу, чтобы позвать людей на помощь, а за ней побежал маленький брат. Сперва школьница кинулась к соседнему дому, но там не открывали. Тогда она побежала дальше по улице — к дому пожилой соседки Валентины. По словам пенсионерки, она услышала громкий стук около часа и сорока минут после полуночи.
— Она стучала очень сильно, по всем окнам. Я живу в доме одна, и этот громкий стук меня саму напугал, поэтому дверь я не открыла. Потом она закричала: «Отчима режут!» Затем, видимо, начала искать брата, я слышала, как она зовет его. И он отозвался, — рассказывает Валентина.
По словам соседки, испуганный мальчик, как ей рассказали позже, выбежал из дома в одних трусиках и спрятался за гаражом. Дети вдвоем кинулись к дому соседа Андрея. Мужчина рассказал, что они постучались в его окна ближе к двум часам ночи. Во дворе его дома видны глубокие следы на снегу, ведущие к окну. Видимо, именно здесь ночью бежала девочка.
— Мы спали, и тут в окно кто-то сильно затарабанил. Я выскочил на улицу, а там дети стоят и плачут. Говорят: «Спасите! Маму режут!» Я детей завел в дом, оделся. Девочка стояла в штанах и куртке, а маленький был завернут в покрывало. Я пошел к соседу, он не проснулся. Пошел к медичке, живет неподалеку. Я, она, ее муж — мы пошли втроем туда. Пришли, а там... Она (погибшая соседка. — Прим. ред.) лежала на веранде, дальше — ребенок... В комнаты мы уже не проходили, чтобы не топтать, — рассказывает Андрей.
Девочка запомнила лицо преступника, и позже с ее слов был составлен его фоторобот. Школьница считает, что родители даже не были знакомы со своим убийцей. По крайней мере, сама она ранее никогда не видела этого человека.
Семья
Дом семейства стоит в самом центре села. Его окна украшены детскими наклейками с изображениями Деда Мороза, Снегурочки, новогодней елки и животных. Видно, что взрослые любили детей и всячески старались их радовать.
Все юрьевцы, с которыми нам удалось пообщаться, очень хорошо отзываются о семье. Сельчане пребывают в шоке и не понимают, кто мог их зарезать. Некоторые убеждены, что никто из местных не мог совершить расправу над семьей.
Пара познакомилась несколько лет назад. До знакомства с мужчиной женщина жила в районном центре — поселке Павлоградка, а потом переехала к нему в Юрьевку. У обоих уже был опыт брака. Мужчина очень рано стал отцом — в 18 лет. Его сын довольно быстро нашел общий язык с сожительницей отца. Мужчина, в свою очередь, благосклонно отнесся к тому, что у его новой избранницы — трое детей. Регистрировать брак они не стали.
— Они жили дружно. Он — типичный деревенский мужик. Простой, работящий. Отзывчивый, легкий на подъем, всегда всем поможет, не откажет. Случалось иногда, что становился агрессивным, если лишнего выпьет, но дальше банальной перепалки дело не доходило. Ее и детей он не обижал, — рассказал корреспонденту NGS55.RU друг семьи.
Пара содержала большое хозяйство: коров, свиней, баранов и индоуток. Скромной сельской зарплаты, которую получал мужчина, работая на погрузчике на местном предприятии «Колос», не хватало. Поэтому продавали свинину и птицу — на эти деньги в основном и жили. А недавно семья взяла в рассрочку большую морозильную камеру.
— Они не были зажиточными. К тому же сыну [мужчины] надо было помогать: он учится на коммерческом отделении. И кредиты, случалось, брали. Летом собирались делать в доме ремонт и потихоньку откладывали деньги, — рассказала подруга убитой женщины.
Пожилая соседка семьи Валентина тоже охарактеризовала убитого мужчину как человека, который всегда готов прийти на помощь другим. Его она помнит еще ребенком.
— Работал на разных работах. На ферме вот — на зернотоке. Посевная и уборка, — рассказывает Валентина.
Его сожительница занималась хозяйством и детьми. Питаться старались своими продуктами: на зиму женщина заготавливала соленья. Хлопот у нее было много, и никто не сомневался в том, что она — отменная хозяйка. Продавец местного магазина Светлана рассказала, что после переезда женщины к сожителю, его дом стал выглядеть значительно лучше.
— С улицы видно, что хозяйка была добротная. И жили они хорошо.
Младшая дочь женщины была инвалидом, кроме того, у нее были проблемы со слухом и со зрением.
— Она ее на ноги подняла совсем недавно. Возила дочку в город на лечение, покупала ей тренажеры. Недавно новый слуховой аппарат поставили. А прошлым летом она научилась ездить на велосипеде. Как же мы радовались! Детей мать баловала, старалась, чтобы у них всё было, — рассказала подруга женщины, с трудом сдерживая слезы.
По словам соседки Валентины, погибшая девочка ходила и разговаривала с трудом, но жители Юрьевки легко понимали ее речь.
— В прошлом году она на дому училась, а в этом году пошла в школу. Не хотела она дома сидеть, — вспоминает пенсионерка девочку.
20-летний сын мужчины от первого брака Вова учится в колледже. До того, как перебраться на учебу в Омск, парень жил вместе с отцом и его сожительницей. В выходные он приезжал в село и трудился наравне со взрослыми. По словам близких семьи, юноша хорошо относился к новой избраннице папы.
— Он ей часто говорил: «Вы завтра не вставайте в шесть утра. Я коров сам доить буду». На выходные приезжал в Юрьевку. Я у него спрашиваю: «Ты хоть на танцы вечером пойдешь?» А он в ответ: «Мне некогда, надо по хозяйству управляться», — рассказывает подруга погибшей женщины.
Сумрачный вечер
У дома, где произошло убийство, продолжают дежурить несколько полицейских. Периодически подъезжают и уезжают полицейские машины. Как нам рассказали соседи, основные следственные действия происходили утром. Вечером сын убитого мужчины приехал к дому отца, чтобы покормить скотину. Несмотря на то, что в доме произошла беда, бросать большое хозяйство нельзя — из печной трубы дома валит дым, в сумраке светятся окна с детскими картинками. Село постепенно погружается в темноту, но силовики продолжают поиски преступника.
Приметы убийцы уже известны: это худощавый мужчина 45–50 лет. У него морщинистое лицо, и предположительно он носит бороду. Также известно, что он был одет в черную шапку, черную короткую куртку, темные брюки, короткие зимние галоши.
Продавец Светлана не понимает, почему мужчину не удалось найти сразу. Женщина удивлена тем, что столь жесткое преступление произошло в пограничной зоне.
— Мне столько лет, я здесь родилась, и вот у меня слов не находится. Сейчас зашли два парня (речь идет о силовиках. — Прим. ред.), говорят, что не нашли его еще. Он что, невидимка? Вырезать семью и бесследно исчезнуть. В моей голове не укладывается. Были тут и следователи, и полиция. Спрашивали, кто вчера работал в смене. Никого тут из подозрительных не было. Никаких машин не было. У нас тут погранцы, есть телефоны, мы в курсе всего и что-то можем им сообщить. Но вчера и сегодня никаких происшествий у меня не было, — говорит женщина.
Девочка и ее брат, которым удалось спастись, сейчас находятся в доме у тети и ее супруга — бывшего участкового. Они в безопасности. В это же время во всём селе ходит много слухов о том, почему и как именно произошло убийство. Среди жителей Юрьевки ходит версия, что это была чья-то месть. Тем временем, на место происшествия направили криминалистов федерального следкома. Они будут помогать омским следователям.