
Объявления с информацией об аренде на фасадах ТЦ в Омске — не редкость
По данным международной консалтинговой компании Nikoliers на февраль 2025 года, Омск занимает третье место с конца по обеспеченности торговыми площадями среди российских городов-миллионников. На каждую тысячу омичей приходится 309 квадратных метров — меньше только в Волгограде и Перми.

В ТЦ пустует немало бутиков
Несмотря на довольно скромные показатели, многие горожане заметили, что в последнее время некоторые торговые центры оказались полупустыми: прежние арендаторы съехали, а новых не нашлось. Особенно это характерно для ТЦ, расположенных в центре города. Зачастую в тех локациях, где еще совсем недавно торговали «вживую», теперь организовали пункты выдачи заказов маркетплейсов.

В надежде, что кто-то позвонит
Подробнее о том, как себя чувствуют омские ТЦ, мы спросили их владельцев и управляющих. Как оказалось, ситуация в разных локациях Омска сложилась совершенно противоположная.
Бизнес города страдает от переизбытка торговых площадей

Совладелец ТК «Казачья слобода» говорит о сокращении среднего чека
Совладелец ТК «Казачья слобода» Сергей Милютин уверен, что в городе недостатка площадей для торговли нет — за последние годы сложился их переизбыток. А бизнес, наоборот, сократился, поэтому занимать свободные пространства просто некому. Играет роль и спекулятивный фактор.
«В ближайшие 10 лет роста в этом секторе точно не будет: слишком много построено и инвестировано в этот вид недвижимости. Некоторые омские предприниматели приобрели торговые площади для того, чтобы просто перепродать. Было много спекулятивных сделок. При этом наполняемость ТЦ в связи с санкциями снизилась, покупателей стало меньше, средний чек сократился», — говорит Сергей Милютин.
«Омску не хватает качественных торговых площадей»
Совладелец ТК «Герцен плаза» и ТРЦ «Кристалл» Илья Иванов, наоборот, заявляет о том, что Омску не хватает торговых площадей — причем качественных. Как оказалось, в городе нет ТЦ премиум-класса. И никто их не строит.

Совладелец «Кристалла» уверен, что Омску не хватает качественных торговых площадей
«Оказывается, Омск вообще на каком-то последнем месте по обеспеченности торговыми площадями. Поэтому потенциал здесь есть и никакого избытка ТЦ не наблюдается. У нас заполняемость свыше 90%. Мы считаем, что этого достаточно. Покупателей меньше не стало. Но в городе мало качественных торговых площадей — это отталкивает серьезных федеральных арендаторов. Они с трудом могут найти себе правильные торговые локации с нормальными подъездными путями, парковками и всем необходимым обустройством. Более того, у нас нет ни одного офисного центра класса А, ни одного бизнес-центра любого класса. Местные предприниматели пытаются найти какие-то уже готовые площади и приспособить их. Это всё получается как-то по-омски».
По мнению Ильи Иванова, возвести качественные ТЦ невозможно без помощи государства. Он привел в пример «Мегу» — лишь ее омские власти помогали строить, обеспечивая подведение коммуникаций и дороги.

Предприниматели уверены, что Омску не хватает качественных ТЦ
Предприниматель уверен, что городские и региональные власти должны понимать, что ТЦ — это прежде всего налоги, которые идут в бюджет. И чем больше будет хороших торговых центров в городе, тем выше станут доходы как городской, так и областной казны.

Найти помещение для аренды в омских ТЦ сейчас просто
Пока же владельцев торговых центров «душит» высокий налог на имущество и землю — из-за них приходится поднимать арендную плату. Но незначительно — иначе можно вовсе остаться без арендаторов.
Салоны красоты вступили в борьбу за места в торговых комплексах
Казалось бы, самые большие проблемы с наполняемостью должны быть у ТЦ, расположенных на окраинах города. Но здесь совершенно противоположная картина. Бывший управляющий ТРК «Миллениум», а ныне директор кинотеатра «Первомайский» Дмитрий Савельев говорит о том, что во многих зданиях есть очереди из предпринимателей, готовых платить за торговые площади.

Не во всех омских ТЦ много посетителей
«Я думаю, что яму 2020–2022 годов мы прошли и с посетителями всё нормально. Конечно, было влияние после теракта в „Крокусе“, но это естественный процесс. А так всё стабильно, всё нормально».
В «Первомайском», которым руководит Савельев, помимо кинозалов, имеется внушительная торговая площадь — там нет ни одного свободного квадратного метра. Более того, есть очередь из потенциальных арендаторов.
Аналогичная ситуация наблюдается и на другом конце города — в ТК «ПароPlaza» на Московке. По словам управляющей торговым комплексом Кристины Вульф, есть множество предпринимателей, которые хотят «встать» в ТК, — прежде всего речь идет о представителях индустрии красоты.

ТК «ПароPlaza» является центром притяжения для жителей Московки
«Очередь в первую очередь сложилась из представителей бьюти-сферы. У нас второй этаж отдан под салоны красоты: маникюр, педикюр, брови, ресницы. Там всё занято, поэтому если кто-то съезжает, то потом выбираем арендаторов из тех, что в очереди. А вот зайти на торговые площади желающих мало — есть свободные помещения. Жаль, что федеральные сети мало интересуются ими и говорят, что Омская область — не территория развития. Это нам обидно слышать».
Федералы игнорируют наши предложения и не рассматривают Омск для развития своих сетей.
По словам представительницы ТК «ПароPlaza», развитие офлайн-торговли серьезно тормозит маркетплейсы и доставки. Владельцам приходится лавировать, рассматривать разные варианты для привлечения арендаторов. Один из путей — минимальная индексация стоимости найма торговых площадей.
Арендаторы месяцами стоят в очередях, чтобы попасть в ТЦ
Совсем нет проблем с заполняемостью одного из самых крупных торговых комплексов городка Нефтяников — ТК «Терминал», расположенного на проспекте Мира. По словам маркетолога Полины Бавшиной, все площади в «Терминале» заполнены, потенциальные арендаторы месяцами ждут, когда что-то освободится.

ТК «Терминал» в Нефтяниках переполнен — мест для арендаторов нет
«Все площади у нас заполнены. Из потенциальных арендаторов сформирована очередь. Если освобождается что-то, то мы связываемся с предпринимателями и приглашаем их разместиться в „Терминале“. Но смотрим, чтобы их товар был уникальным для нашего комплекса. С момента нашего открытия очередь не только не уменьшается, а даже увеличивается».
По словам маркетолога, за последние год-два посещаемость омичам ТК «Терминал» не уменьшилась, а вот средний чек покупки сократился.
«Маркетплейсы не отбивают желания прийти к нам, пощупать, потрогать, примерить, понюхать. Тем более что корректировка цен на маркетплейсах тоже происходит, так как они чувствуют доминирующее положение. Мы стараемся постоянно развиваться, расширяем возможности комплекса, стараемся привлекать тех арендаторов, у которых есть эксклюзивный товар или ассортимент».
Почему ТЦ на окраинах города чувствуют себя хорошо?
Профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой уверен, что говорить о закате эпохи торговых центров в Омске еще рано: маркетплейсы их в ближайшее время не заменят. Рынок жив и будет развиваться.

Скоро здесь будет новый магазин
«ТЦ не утратили своей актуальности, маркетплейсами пользуются далеко не все. К тому же есть товары, которые через интернет рискованно приобретать. Всегда должны существовать торговые комплексы, куда можно прийти, пощупать, примерить. Спрос на такую торговлю будет постоянно».
Олег Рой назвал причины, по которым в центре города пустуют торговые площади: это высокая аренда, связанная с дорогой землей. Чем выше стоимость земли под ТЦ, тем выше налог на нее. Соответственно, собственник несет дополнительные издержки, которые перекладывает в арендную плату. Поэтому цены в ТЦ на окраинах города ниже, чем в центре мегаполиса.
«Многие торговые центры пустуют из-за высокой арендной платы. Особенно ближе к центру. Соответственно, арендаторам, чтобы окупить затраты, нужно поднимать цены. Тем более что существуют крупные гипермаркеты на окраине города, где и площади дешевле, и цены на товары, соответственно, ниже. Поэтому лучше совершать покупки в ТЦ на окраинах города. Людям проще съездить и сэкономить на покупках, чем платить в два раза дороже за те же товары в центре», — рассуждает профессор Олег Рой.
Пустые площади — не главные проблемы омских ТЦ
Можно назвать основные проблемы, которые испытывают омские ТЦ:
Высокие ставки на имущественный и земельный налог.
Из-за своих особенностей омские ТЦ малопривлекательны для федеральных торговых сетей, которые могли бы дать толчок к развитию ретейла в регионе.
Наблюдается дефицит свободных мест в ТЦ, расположенных на окраинах города, — эти локации выгодны бизнесу благодаря низким арендным ставкам.
Ранее NGS55.RU сообщал о том, кто владеет омскими торговыми центрами.