Ломбарды вошли в число предприятий, работающих в период самоизоляции, наряду с банками и микрофинансовыми организациями. Иначе получилось бы, что омичей дважды оставили без денег. Первый раз был, когда президент России Владимир Путин отправил их на принудительные каникулы в апреле.
— В такой ситуации социальная значимость ломбардов возрастает, — говорит владелец сети ломбардов «Платина» Олег Батюшкин. — Кредит взять сложнее, многие работу теряют, а куда им идти? Остаются ломбарды или некредитные финансовые институты. Ломбард более лоялен к людям в том плане, что есть залог, но процентная ставка ниже, чем беззалоговые займы в МФО.
Правда, по его словам, о росте спроса на услуги ломбардов говорить пока рано. Скорее, наоборот, омичи начали активно выкупать свои вещи, пока есть такая возможность. Неизвестно, будут ли работать ломбарды завтра. К тому же острой потребности в деньгах у людей пока нет. За март зарплату они получили и, зная, что апрель будет «пустой», перешли в режим экономии, сократили импульсивные траты.
По словам учредителя сети «Росломбардов» Кирилла Хариби, выручка в апреле просела в 1,5–2 раза, но по другой причине.
— Наши клиенты среднего и чуть ниже среднего достатка, люди, которые живут полноценной жизнью. К нам приходят, когда собрались отметить день рождения, свадьбу, а в этом месяце денег, чтобы погулять, нормально одеться, хороший подарок купить, не хватает. Закладывают золото, а через две-три недели спокойно его выкупают. А так как сейчас ни магазины, ни рестораны, ни свадьбы не работают, потребность в деньгах резко уменьшилась, — объяснил он.
Однако на этой неделе клиентов стало больше. И это, по мнению Кирилла Хариби, хорошо для него с предпринимательской точки зрения, но плохо с человеческой.
— Люди все свои запасы, резервы подъели, и жить становится не на что. Последние дня четыре-пять, видимо, когда последние авансы были выданы, подошли сроки ипотеки, коммунальных платежей, начали идти. Пока мы не вышли на докарантинный уровень, но, я думаю, выйдем на него в ближайшую неделю-полторы, а дальше уже переплюнем. Для бизнеса это хорошо, но мне откровенно жаль людей, — добавил он.
Олег Батюшкин также предполагает, что следующий месяц станет переломным, «если, конечно, государство что-то завтра не придумает и, условно говоря, не раздаст всем денег».
— Кризис впереди, он ещё не настал, но он будет и всем аукнется. Я, конечно, не пророк, но, наверное, после майских праздников что-то произойдёт в плане увеличения потока клиентов, — рассказал предприниматель.
Кирилл Хариби считает, что в лучшем случае ситуация начнёт выравниваться в октябре-ноябре. И это при условии, что карантин закончится в июне. Деньги у омичей сразу не появятся, к тому же нужно будет готовить детей к школе. Поэтому он ожидает роста количества перезалогов и просьб об отсрочке выкупа залога. Повышать проценты бизнесмен не планирует. Олег Батюшкин также заявил о готовности идти навстречу клиентам, оказавшимся в тяжёлом положении.