Покупка электромобиля в Сибири — дело рискованное, но таких энтузиастов становится очень много уже и в Омской области. Один из них — Антон Кулинич. В январе этого года Антон рассказывал нам о сложностях с сетью зарядных станций для автомобилей. С тех пор ситуация немного улучшилась, а сам Антон выделил главные плюсы и минусы использования электрокара в Омске.
Раннее морозное утро, сосед стоит у своего кроссовера, курит и ждёт, пока прогреется автомобиль. Выхожу из подъезда, здороваюсь с ним и сажусь в свою «электричку» — нужно только нажать кнопку включения, и можно ехать, наблюдая в зеркало заднего вида задумчивое лицо соседа. 2021 год для Омска стал очень значимым в плане развития сети зарядных станций для электромобилей, выросло и их количество. Кто-то скажет, что чуть больше трехсот машин — капля в море, а я скажу — это первые шаги к чистому воздуху в городе. За этот год в Омске прибавилось около 160 новых владельцев электромобилей и очень расширился модельный ряд, который сейчас представлен шестнадцатью моделями электрокаров: от самых бюджетных до топ-комплектаций премиальных марок.
Когда на улице стоит минус, это становится одним из минусов и для электромобиля: чтобы избежать глубокого разряда, контроллер блокирует часть емкости батареи, вдобавок тратится энергия на печку, а не только на движение. Однако неправы и злые языки интернета, утверждающие в комментариях, что зимой дальше гаража на таком автомобиле не уехать. Для самого массового электрокара Nissan Leaf 24 кВт зимний запас хода составляет 60–80 км, а это покрывает большинство задач среднего городского жителя.
Среди очевидных плюсов электромобиля — практически отсутствует техобслуживание, выливающееся в копеечку владельцу ДВС (двигателя внутреннего сгорания. — Прим. ред.). Скептики регулярно утверждают, что батарея авто постоянно деградирует и менять ее нужно чуть ли не каждые два года за нереальные суммы денег. Но реальный опыт омского клуба электромобилистов говорит об обратном. В среднем деградация батареи в год составляет 1–2%, поэтому в суровых сибирских условиях до сих пор ездят электрокары 2010 года выпуска, радуя своих владельцев.
И вот, прокатившись по делам, я решаю заехать в магазин. Делать это удобно — в Омске сейчас сеть зарядных станций уже развита лучше, чем во многих городах ближе к европейской части страны, хотя незакрытые районы всё еще присутствуют. Паркуюсь у зарядной станции, подключаю пистолет к автомобилю — и на этом забота заканчивается: пока я буду ходить ближайшие полчаса по магазину, к доступному запасу хода успеет прибавиться километров 25–30. Конечно, здесь не обходится и без проблемных ситуаций. Нередка картина, когда у какого-нибудь крупного ТЦ или супермаркета места для инвалидов заняты автомобилями, явно не имеющими права там стоять как минимум по признаку отсутствия необходимого знака на лобовом стекле. Так же бывает и с зарядными станциями: приезжаешь на выделенное для этих нужд место, а на нём стоит «бензинка», игнорирующая знаки вокруг станции. В столице уже есть места, оборудованные знаком «Парковка для подзарядки транспортных средств, оснащенных электродвигателем», что дает все основания эвакуировать невежливых водителей, блокирующих доступ к розетке, но в Омске установка таких знаков еще затягивается, хотя многие владельцы станций идут навстречу, отделяя эти места подвижными ограждениями.
Гуляя по магазину, вспоминаю, что машина напоминала о необходимости замены батарейки в ключе. Надо бы купить, но какую? Отвертки, чтобы разобрать брелок, с собой не имеется. И тут в дело вступает еще один плюс владения электромобилем: открываю мессенджер на телефоне, пишу вопрос в чат нашего клуба и через несколько секунд получаю ответ. И я уверен: если что-то случится на дороге, я всегда могу написать в этот самый чат, и мне помогут. За счет того, что владение электромобилем требует нового подхода к самому принципу вождения, большинство людей вступает в сообщество не только по желанию экономить на ГСМ (а экономия, надо сказать, немалая — в месяц на зарядку уходит около 500 рублей), но и потому что они энтузиасты и хотят попробовать что-то новое.
А попробовать есть что. Весь прошлый год я катал всех желающих на своем электромобиле, и все без исключения, кто садился в машину, выходили с удивлением и восторгом в глазах. Посудите сами: первое впечатление, когда машина трогается с места, словно на незаведенном авто отпустили педаль тормоза, и она покатилась под уклон. А как это выглядит, когда машина начинает таким образом катиться в горку? В какой-то момент человек, привыкший к звуку мотора, переключению передач, вибрации по кузову, не понимает, как такое происходит, после чего в глазах и загорается тот самый азарт, который уже пятерых участников моего тест-драйва убедил купить электромобиль.
Конечно, не всё идеально с этими автомобилями. Например, хоть в Омске и отменяют транспортный налог на электрокары, нулевые пошлины на ввоз в РФ не продлеваются, а значит цены на них скоро резко пойдут вверх. Кому-то не нравится правый руль, кто-то не готов отдать 500 тысяч рублей за запас хода в 130 км. Эти проблемы решаемы: по городу сейчас ездит неплохой набор и леворульных электрокаров, есть и экземпляры с батареей, перепакованной на увеличенную емкость в омском профильном сервисе. Зачастую проблема состоит в том, что люди, читающие про электромобили информацию в интернете, фокусируются на мифах и негативе, но совершенно не изучают другую сторону вопроса. А те, кто всё-таки взялся за поиск решений, а не проблем, знают, что с каждым автовозом в город приезжает 1–2 новых электромобиля. Знают, что за последний год появилось 5 новых зарядных станций в городе, и это только начало грандиозных планов. Кто ищет позитивные стороны, тот в курсе, что даже жить на 12-м этаже, не имея гаража, — это не проблема, когда такая компания, как «Россети», идет навстречу и устанавливает на своих КТП (трансформаторные подстанции. — Прим. ред.) прямо во дворах зарядные станции, как, например, по адресу Перелёта, 32. Да, электромобили всё еще остаются, как правило, вторым автомобилем в семье для коротких поездок, не предназначенным для межгорода, рыбалки или охоты. Но в большинстве случаев (и об этом говорят гораздо реже) именно авто с ДВС по итогу становится вторым, простаивая неделями ради одной-двух продолжительных поездок. Если есть цель найти минусы в модной сейчас теме электромобилей, это просто. Если есть желание найти плюсы, добро пожаловать в омский клуб электромобилистов.
Плюсы электромобиля в Омске
Забота об экологии (нет выхлопов);
экономия на ГСМ (горюче-смазочных материалах);
бесшумная работа;
практически отсутствует техобслуживание;
активное сообщество владельцев электрокаров;
зарядные станции можно установить прямо во дворе.
Минусы электромобиля в Омске
Часть емкости батареи блокируется в морозы;
энергия батареи тратится на печку в холодное время;
отсутствие отдельных знаков для парковки электрокара;
сложно совершать продолжительные поездки;
резкий рост цен на автомобили.
Вы приобрели бы электромобиль, если бы позволяли средства?