Что может случиться с автомобилем, который долгие недели, а то и месяцы, простоял в гараже или у подъезда? Пока автовладельцы готовятся ворваться в жизнь после изоляции, эксперты — специалист СТО, дилер, метролог и преподаватель университета — рассказывают, как безболезненно для авто выйти из простоя.
Хоть жители Омска карантинили не так жестко, как, например, москвичи, но с марта по май дороги выглядели пустыми, а дворы — полными. Автомобиль, простоявший долгие недели у дома без движения, чувствует себя ожидаемо хуже, чем тот, который ежедневно наматывал километры на одометре.
Чтобы обойтись без паники и поберечь нервы в непростой период, спросили у специалиста, с какими проблемами могут столкнуться омские автовладельцы. Алексей Рузанов, технический директор федеральной сети автосервисов FIT SERVICE, перечислил семь основных.
«Расслоение» масла, когда тяжелые фракции и присадки оседают вниз, а легкие поднимаются вверх. При запуске двигателя на таком масле трущиеся детали изнашиваются сильнее.
Разряд аккумулятора. Сигнализации, блоки памяти, медиасистемы — на современных автомобилях установлено слишком много источников потребления энергии. Всего за две недели простоя аккумулятор может разрядиться полностью (тем более если он не новый).
Высыхает резина шин, если автомобиль долго стоит под прямыми лучами солнца. Вместе с постепенно падающим давлением в колесах это приводит к растрескиванию резины и выходу шин из строя. Солнечные лучи негативно влияют и на резину стеклоочистителей.
Высыхание сальников и уплотнителей — происходит без взаимодействия с маслом. Впоследствии это может спровоцировать течь эксплуатационных жидкостей.
Ржавление тормозных дисков и заклинивание направляющих в суппортах.
Из-за перепада температуры в топливном баке и картере двигателя внутреннего сгорания образуется конденсат.
Курьёзная проблема, но с ней в сервисы ежегодно обращаются сотни людей: в долго стоящих авто (особенно недалеко от мусорных баков) свивают гнезда крысы и мыши. Грызуны портят электропроводку и резиновые детали — автомобиль может стать непригодным для эксплуатации, всего-то постояв несколько недель во дворе.
Избежать этих проблем достаточно просто, если хотя бы раз в неделю запускать двигатель автомобиля на 20-30 минут, а в идеале проезжать на автомобиле 5-10 км.
Но что если вы этого не делали?
Первый запуск будет непростым: спасаем топливную систему
«Полтора-два месяца — не такой большой срок простоя. Однако режим самоизоляции стартовал в начале весны, и многие не успели пройти техническое обслуживание, — говорит Виктор Гребенников, исполнительный директор «Тойота Центр Омск» и «Лексус – Омск». — Сейчас на улице тепло, поэтому мелкие неполадки топливной системы сглаживаются при запуске. Но они могут повлиять на расход топлива. При замене воздушного фильтра расход топлива должен снизиться».
В FIT SERVICE рекомендуют проводить замену топливного фильтра и делать аппаратную промывку инжекторов каждые 40 000 км (или один раз в год, если наезжаете меньше) — это касается машин на бензине. На дизельных автомобилях топливный фильтр следует менять каждые 20 000 км или один раз в год.
Чтобы показать, как это выглядит, журналист отправился на одну из станций FIT SERVICE, где его встретили администратор и мастера в масках и перчатках (на фотографиях автомеханик без маски — исключительно на время фотосессии). Помещения автосервисов сети дезинфицируют спецсредствами каждые три часа. При приеме автомобиля в работу и перед сдачей его клиенту на станции проводят озонирование салона и системы кондиционирования автомобиля.
Не бензин, а вода: как в бак попадает влага и зачем нужна заправка «до полного»
Поломки топливной системы могут происходить из-за заправки некачественным топливом. Владельцы мелких частных заправок не всегда имеют средства следить за состоянием подземных резервуаров с топливом. Емкости дряхлеют и начинают пропускать грунтовую и дождевую воду — она попадает в топливо, а затем в бак. Решение проблемы — заправляться на проверенных АЗС крупных сетей, которым вы доверяете.
«Лично я заправляюсь только на фирменных заправках. Например, «Газпромнефть», — говорит Виктор Гребенников. — Если заправка является сбытовым подразделением крупной компании, у которой есть собственные нефтеперерабатывающие заводы, то я понимаю, что тут будут следить за качеством. На маленькую заправку не заеду никогда».
Но что если бензин хорош, а машина всё равно ломается? Иногда причина воды в баке — невнимательность водителя: после заправки не закрутил крышку топливного бака, лючок захлопнул и уехал. При мойке или в дождь в бак попадет влага. Вода может проникнуть и в том случае, если высохли прокладки крышки бака — так случается с подержанными автомобилями, грузовиками и даже мотоциклами.
Новые машины тоже не застрахованы от проникновения жидкости: топливный бак в принципе негерметичен. В пробке бака установлен клапан, который открывается под действием разряжения в баке. По мере расходования топлива его объем занимает воздух.
Заведующий кафедрой «Автомобили, конструкционные материалы и технологии» Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) кандидат технических наук доцент Игорь Князев раскладывает процесс по полочкам: «Вместе с воздухом в бак попадают пары воды. Например, при относительной влажности воздуха 70% и температуре +20°С в одном кубометре воздуха содержится 12,3 грамма воды. Если из бака было израсходовано 50 литров топлива, в него с воздухом попадет 0,6 грамма воды в виде паров.
Когда бак остынет, вода сконденсируется на стенках и стечет на дно. За три израсходованных бака топлива это составит около 2 кубиков воды, наличие которой негативно повлияет на работоспособность топливной системы».
«Для дизельного двигателя вода в баке — почти гарантированный выход из строя топливного насоса высокого давления. В бензиновом двигателе, если конденсат попадет в топливозаборник, машина заглохнет», — предупреждает Виктор Гребенников.
Особенно интенсивно процесс образования конденсата идет в межсезонье, когда погода резко меняется. Чтобы обеспечить отсутствие воды в баке и связанных с этим проблем, Игорь Князев рекомендует дважды в год — весной и осенью — заливать в бак осушитель топлива. Спецжидкость лить по инструкции: перед заправкой до полного бака. Одна банка обычно рассчитана на 40-60 литров топлива.
Заправка до полного бака вообще оказывается полезна — так вы уменьшаете площадь внутренней поверхности топливного бака, где может образовываться водяной конденсат.
«Учтите, что заполняемый объем топливной системы всегда отличается от паспортной емкости бака в большую сторону, — предупреждает Дмитрий Верещагин, руководитель направления контроля качества нефтепродуктов сети АЗС «Газпромнефть». — Бензобак не откалиброван, как измерительный сосуд. В руководстве по эксплуатации производители указывают объем по приблизительным геометрическим замерам емкости, которая может иметь неправильную форму.
Поэтому от 10 до 20% резервного объема часто не учтено в документах. Тогда как это пространство предусмотрено, чтобы топливо могло расширяться при повышении температуры. Также не учитываются несколько литров, которые помещаются в патрубках, соединяющих бак с заливной горловиной, куда мы вставляем заправочный пистолет на АЗС».
Не бойтесь приезжать на заправки «Газпромнефти» — тут все бесконтактно
Учитывая ситуацию с коронавирусом, машину рекомендуется заправлять с использованием бесконтактной оплаты. Платите за топливо, не выходя из авто, через приложение сети АЗС «Газпромнефть». В нем тоже действуют карты программы лояльности «Нам по пути» — только виртуальные. Карту в мобильном приложении можно выпустить бесплатно, а уже имеющийся «пластик» — виртуализировать.
Еще в приложении удобно записываться на ТО, быстро оформлять ОСАГО и без очереди оплачивать штрафы ГИБДД. Сплошные плюсы — и защита от ненужных поездок и контактов.
Могут и продлить: готовим автомобиль к длительному простою
Из изоляции можно вынести полезные уроки. Эти советы точно пригодятся, когда границы откроют, и люди отправятся в желанный отпуск. Кто-то вернется к традиции зимовки в теплых странах, а кто-то только откроет удивительный мир удалёнки под пальмами.
«Подготовить автомобиль к длительной стоянке — значит не просто поставить его на сигнализацию, — рассказывает Виктор Гребенников. — Когда машина несколько месяцев обездвижена, шины проминаются и засыхают в фиксированном положении. Чтобы этого избежать, поднимите давление в шинах до 3,5 атмосферы».
Если машина «отдыхает» в гараже, эксперт советует поставить что-то под автомобиль — вывесить колеса. Тогда давление увеличивать необязательно: «При этом дополнительно разгрузится подвеска, пружины расслабятся, что тоже полезно. Но на уличной стоянке такого не сделать — только спровоцируете, чтобы вам кто-то открутил колёса».
В гараже можно спокойно снять клемму с аккумулятора. Если машина закрыта, вскрыть ее методом подбора кода сигнализации невозможно. А вот во дворе, по мнению технического директора FIT SERVICE, автомобиль без аккумулятора (то есть без охраны) оставлять не стоит.
Вот что еще по совету Алексея Рузанова может сделать современный автовладелец, чтобы сказать машине не прощай, а до свидания:
полностью обслужить АКБ, то есть проверить уровень электролита и зарядить;
заполнить топливный бак не менее чем на три четверти — для предотвращения появления конденсата;
обработать уплотнители дверей и багажника силиконом — для уменьшения высыхания;
поставить солнцезащитный экран — чтобы защитить приборную панель от выцветания и высыхания.
Лайфхак из СибАДИ от Игоря Князева: «Если ожидается длительный простой без запуска двигателя — от трех месяцев и больше, желательно добавить в полный бак стабилизатор топлива (продаются в отделах автохимии). А впуск и выпуск заткнуть промасленной бумагой».
Виктор Гребенников напоминает, как важно производить техническое обслуживание согласно регламенту, предусмотренному производителем. «Не искушайте судьбу. Превышая допустимый пробег хоть на 1000 км, вы не выиграете. Это экономия такого же рода, как если бы вы готовили блюдо и недосолили — вроде, и гостей накормили, и сэкономили, но в реальности — и невкусно, и вы плохой кулинар. С техническим обслуживанием приблизительно так же».