Впервые этот КАМАЗ я увидел, когда друг перекинул мне фото автомобиля в мессенджере и подписал: «Смотри, у него есть бак с водкой на 15 литров!» Я сразу понял, что огромный камуфлированный грузовик с кунгом (то есть с кузовом для перевозки людей) — машина серьезная. Ездят на ней явно не в поход до ближайшего парка. Владельцем автомобиля оказался омский бизнесмен Евгений (он попросил не называть его фамилию), с которым мы договорились о встрече. Приехав на место, я не сразу увидел огромный КАМАЗ за забором дома. Видимо, камуфляж всё-таки действует. Евгений пригласил нас во двор и попросил своего водителя, чтобы он показал автомобиль.
— Я сам тоже умею его водить, конечно. Но Михаил чаще в нём за рулем, ему привычнее, — признался Евгений.
Такой машиной Евгений решил обзавестись три года назад. Всё началось с того, что ему и его компании, которая очень часто выезжает на природу, нужен был автодом, чтобы можно было комфортно находиться в лесу или в горах по несколько дней.
— Покатушки в тайгу, экспедиции. Мы берем с собой квадроциклы, снегоходы. Забираемся в такие места, где не ступала нога человека и волки пробегать боятся. У меня раньше был другой автодом, на базе Mercedes-Benz Sprinter. Но у него малая вместимость. Два-три человека еще ничего, а когда больше, уже сложнее становится. Некомфортно, особенно зимой. Тогда у меня появилась задумка построить автодом на базе грузовика с кунгом. Сделать КАМАЗ под себя, — говорит Евгений.
От планов он быстро перешел к действию. Евгений искал самое длинное полноприводное шасси, чтобы можно было поставить длинный кунг. Изначально вместо КАМАЗа мужчина планировал использовать MAN, но мюнхенский грузовик оказался очень дорогим в сравнении с КАМАЗом — базовый MAN стоил около девяти миллионов рублей против трёх миллионов за КАМАЗ. Но была и еще одна немаловажная причина — если при поломке автомобиля детали на российский автомобиль можно найти в любой деревне, то для немецкого грузовика с этим может возникнуть масса проблем. Да и если базовую машину дорабатывать «под себя», то стоимость, по словам Евгения, окажется «неприличная», и «проще будет в каждом месте стоянки строить дом». Поэтому он решил остановиться на отечественном автопроме. Он купил русский грузовик, выбрав самое длинное шасси, которое выпускалось на заводе. Сначала это была стандартная кабина КАМАЗа-43118 с полным приводом и V-образной восьмеркой под капотом. После этого грузовик перегнали в Нижний Новгород, где его начали тюнинговать. Слово «тюнинговать» Евгений поправляет на «строить». Это же автодом.
Он признается, что, сравнив КАМАЗ с европейскими аналогами, понял, как далеко еще российским производителям до западных.
— Я вот его за такие деньги купил, всё обустроил, но не перестаю что-то постоянно дорабатывать. Комфорта там никакого не было. Получается, как реальный дом на земле, где постоянно что-то делаешь, чинишь, суетишься. Но я до сих пор не могу сказать, что там комфортно. Комфортно по сравнению с чем? С палаткой? С лежанкой у костра? Тогда, да комфортно. Тут и спальня, и душ. Но вот ехать в нём далеко я бы не стал, — смеётся бизнесмен, объясняя, что добирается в походы на другой, более комфортабельной машине, а потом уже пересаживается в кунг.
— Полгода я искал, кто мне его будет делать. Полгода я сам рисовал его проект. Опыта такого не было. Я люблю яхты. Многое, особенно эргономичность, я почерпнул оттуда. Чтобы не было места, которое как-то полезно не используется. Площадь ограничена, и всё должно быть использовано с пользой и умом. Я точно знал, что я хочу. В этом главное отличие, когда кто-то строит для кого-то, а не для себя. Когда ты сам понимаешь, где нужна ручка, где включатель какой-то — появляется другое понимание, — объясняет Евгений.
Евгений говорит, что КАМАЗ «строили» восемь месяцев. Кунг собран из 10-сантиметровых сэндвич-панелей. Перечисляя все дополнения, помимо привычных для рубрики про автомобили слов вроде «пневмоподвеска» и «освещение», бизнесмен вспоминает про то, что ему «не очень понравилось, как уложили плиточку». Плиточку в душевой КАМАЗа, Карл.
Полная стоимость КАМАЗа на данный момент составляет около 10 миллионов рублей. За такой же MAN получилось бы в два — два с половиной раза больше.
Показать автомобиль изнутри нам согласился водитель КАМАЗа Михаил. По тому, как он рассказывал про автомобиль, показывая все рундуки, ящики, раскрывая его секреты, стало понятно, что мужчина и сам любит этот автодом.
У автодома обычная КАМАЗовская кабина. От стандарта ее отличают решетки на фарах, рамка с мощным фонарём на крыше и хорошая электрическая лебёдка, спрятанная снизу. КАМАЗ может тащить на ней что угодно, хоть танк.
В кабине также в основном классические комплектующие КАМАЗа — сиденья, панель, приборная доска почти не претерпели изменений. Одни из немногих дополнений — это различные навигационные приборы, DVD-проигрыватель и камера видеонаблюдения, которая снимает дорогу и позволяет транслировать картинку того, что видит водитель, прямо в кунг, на телевизор. Здесь сделали дополнительную шумоизоляцию, электростеклоподъёмники. Для водителя в кабине есть достаточно уютное спальное место. Заметив кнопку под красным колпачком, я поинтересовался: это запуск ракеты или выдвижной пулемет? Оказывается, всё проще.
— Эта кнопка для включения лампы на крыше. Если её включить, ночью как днем светло становится. Лишний раз лучше не жать, — рассказывает Михаил.
Михаил с Евгением предлагают сначала осмотреть кунг снаружи. У крыши правого борта есть выезжающая маркиза. Она управляется пультом. В разложенном виде она представляет собой тент размером 5х3 метра. У нее есть две боковые и задняя стенки — получается натуральная палатка. Здесь можно комфортно расположиться в дождливую погоду или под палящим солнцем.
Это не бортовой черный ящик, а рундук, в котором находится генератор для электрообеспечения. Им можно пользоваться автономно от машины. Благодаря этому электричество есть всегда.
Справа находится стандартный топливный бак КАМАЗа на 350 литров. Есть и ещё один бак, с другого борта автомобиля, на 250 литров. Это позволяет иметь запас дизельного топлива на 600 литров. Рядом с ним находится ещё один бак — бензиновый, на 100 литров. Он нужен для мототехники, которую возят с собой Евгений с друзьями.
— Расход у него по трассе — 37–40 литров, — а если по грязи, то весь полтинник, — говорит Михаил.
Подобных рундуков разных размеров — как стандартных КАМАЗовских, так и установленных дополнительно — множество вдоль всего борта. В них лежат инструменты и разные полезные мелочи, которые могут пригодиться в поездке и походе.
Задние колёса стоят на пневмоподвеске. Полностью убраны рессоры, вместо которых теперь четыре рукавные подушки. Это позволяет регулировать уровень поверхности и создавать дополнительный комфорт при езде в кунге как по бездорожью, так и на трассе.
Позади кунга, на задней стенке, находится шанцевый инструмент — лопата и лом. Под днищем крепится мощнейшая лебёдка, с помощью которой можно вытащить что угодно откуда угодно. Сам КАМАЗ пока вытаскивать не приходилось, а вот другим водителям он помогал. Как рассказал Евгений, они даже выручали перевернувшуюся на трассе фуру. Ну и, конечно, небольшая запасочка — куда же без неё по бездорожью?
— Я хочу установить сзади выдвижную платформу на гидравлике, на которой можно будет перевозить квадроциклы или другую технику. Как велосипеды возят. Осталось придумать, как это эффективнее всего сделать и осуществить. Это намного проще, чем возить с собой прицеп. Осталось найти, кто в России это сможет сделать, — признаётся Евгений.
Откуда ведет эта труба, вы узнаете позже.
На крыше, покрытой рифлеными листами алюминия, находится ещё несколько грузовых ящиков. Последние служат своеобразным ориентиром — над ними можно нагрузить лишь 20 см дополнительного груза. Если больше, КАМАЗ превысит габариты, и доехать можно будет до первого гаишника с линейкой. Здесь же установлены антенны для радио и спутниковой связи. Чаще всего на крыше перевозят дополнительные колеса для квадроциклов — вы можете увидеть петли для их крепления. Помимо этого в крыше проделан люк в жилой отсек.
Здесь есть даже кран-балка на электроприводе. Ею можно поднимать тяжёлые грузы на крышу грузовика или спускать вещи сверху. Это очень упрощает многие моменты в походе. Например, помогает спокойно выгрузить из ящика электрогенератор.
В машине всё продумано до мелочей — утапливаемые ручки шкафов, застёжки дверей, чтобы не хлопали, раскладываемые как в поезде спальные места, душ для обмывки обуви, чтобы не тащить грязь в кабину и кунг. Казалось бы, Евгений предусмотрел всё. Но он признается, что не перестаёт вносить как маленькие доработки, так и значительные изменения. При этом на вопрос: «А зачем, ведь и так уже хорошо?» он отвечает: «Интересно, получится или нет!»
Кунг оформлен в стиле каюты яхт, к которым также неравнодушен владелец КАМАЗа. Сразу у входа находится пульт управления электрическим оборудованием и освещением. Каждый светильник в кунге включается отдельной клавишей. Тут же, на пульте, находятся клавиши, которые включат светодиодную ленту по всему борту машины. Как признается Евгений, этого света хватает, чтобы освещать территорию вокруг всего автодома. Помимо этого на пульте можно посмотреть, сколько осталось воды (в кунге, под спальным местом, установлен бак на 400 литров воды), также с помощью него можно управлять отоплением и тёплым полом (да-да,тёплый пол тут тоже есть).
Эта машина для нормальных пацанов. Для мужиков. Выезжаем и дела серьёзные делаем.
— Тут три вида отопления, тёплый пол. Ну, это понятно — зимой пол должен быть тёплым. Webasto на 5 киловатт, которая по всем помещениям разведена — она в основном и отапливает. И дровяная печь. Мало ли, минус сорок бахнет, солярка замёрзнет вся и что делать, замерзать, что ли? — говорит мужчина и добавляет, что даже в морозы в доме настолько тепло, что можно ходить в белье. Для комфортных поездок летом здесь есть кондиционер.
Над кухонной зоной установлен большой телевизор и мультимедиа-система с проигрывателем и магнитолой. Есть даже караоке и спутниковый телефон. Динамики находятся по всей каюте. На телевизор транслируется видео с камеры, находящейся в кабине.
— Можно сидеть за столом и по рации водителю подсказывать, куда ехать, — улыбается Евгений.
На кухне есть газовая плита, микроволновая печь, холодильник, морозильная камера и раковина. Но это не самая запоминающаяся часть дома на колесах. Рядом с краном для воды есть ещё один, маленький и на первый взгляд невзрачный. Это кран, иметь который не отказались бы большинство мужчин на планете Земля. Из него течет водка. Под столом установлен 15-литровый бак с огненной водой, которую при желании можно заменить на виски, коньяк или другой напиток.
— Я не знаю, почему все так на это внимание обращают. Тут и сауна в машине, и еще куча всего, а все сразу вспоминают про бак с водкой. Даже гаишники останавливают, говорят: «О, это тот КАМАЗ, что с водкой из крана?» Им показываешь, и они отпускают. Даже документы не проверяют. А друзья уже спокойно относятся, привыкли, — смеется владелец КАМАЗа.
Дальше — классическая кают-компания. Это место для посиделок с друзьями. На стенах висит поющая рыба, барометр с часами и газоанализатор, над мягкой зоной — мини-бар с дорогим алкоголем, который помогает расслабиться в дальнем походе. Казалось бы, что ещё нужно для счастья мужчин на рыбалке или охоте? Но автомобиль Евгения не перестает удивлять.
Купил я его за три миллиона и миллионов семь вложил. За MAN я бы отдал миллионов 20 за всё. И что я потом на нём буду делать в деревне какой-нибудь?
Стол складывается и вместе с диванами образует двуспальную кровать. Мягкая зона слева тоже преобразуется в два спальных места, как боковушка поезда.
Под каждой лавкой находится шкафчик для приборов, оборудования или просто кухонных принадлежностей.
Отдельно стоит упомянуть комнату хозяина. Здесь находится двуспальная кровать, еще один телевизор, несколько светильников и розетки. Спальня закрывается на дверь.
— Мы с женой иногда выбираемся. Ей, конечно, приятнее и комфортнее, когда тут несколько мужиков, а её спальня закрыта. Девочка же. Хочешь — переодевайся, хочешь — спи, — рассказывает Евгений.
Таким образом, в машине вместе со спальней Евгения и спальным местом в кабине водителя могут комфортно ночевать семь человек.
В кунге, который как-то уже сподручнее называть «каютой», есть и дровяная печка. Она установлена на случай если все остальные системы отопления выйдут из строя. Пока она ни разу не использовалась, если не считать проверки после установки. Евгений надеется, что она так и не пригодится. Всё-таки это предусмотрительность на случай ЧП.
Возле кухни находится несколько шкафов для верхней одежды. В них есть специальные отверстия для вентиляции, через которые подается горячий воздух. Это сделано для того, чтобы после активного отдыха можно было повесить одежду в шкаф, где она высушится.
Комфорта в длительной поездке добавляют душевая комната с горячей водой и биотуалетом. Туалет накопительный, а вода из душа стекает в отверстия в полу, которые отводят её от той стороны кунга, где находятся входы и может стоять палатка.
А это сауна. Да, сауна. В неё можно попасть через душевую.
Все, когда видят эту машину, то почему-то сразу думают, что я тут девочек вожу. Единственная девочка, которая тут бывает — это моя жена. Ей нравится.
— Всё на кедре сделано. До 140 градусов за полчаса нагревается. Дровяная топочка. Вторая дверь здесь на улицу, чтоб дрова удобнее носить. Ну, и в сугробы ныряем. Специально задом в них въезжаем, чтоб потом прыгать. Для здоровья полезно, — рассказывает Евгений.
— Я всем этим — охотой, рыбалкой, походами — с детства увлекался. Маленький у лужи сидел с палкой, типа рыбачил. А сейчас вот подрос. Я скажу так: мужчина — всегда ребёнок. Просто у маленьких мальчиков — маленькие машинки, а у больших мальчиков — большие. У меня есть время, есть возможность — почему не сделать себе такую машину? Это для меня и друг, и помощник, и игрушка. Я постоянно думаю — что бы нового сделать, как? Я общаюсь с другими людьми по этой теме. Подобные вещи делают и мужики, у которых денег намного меньше. Купили уставший КАМАЗ, перебрали в гараже, сами сделали отделку. И достойно получается, хорошо, качественно. В Омске вон и вездеходы делали. Это же удовольствие! Я за то, чтобы люди больше такого делали и движение росло, — подытожил Евгений.