Поводом для написания этого материала стало насекомое, которое на днях посетило мой незастекленный балкон. Монстр размером более пяти сантиметров (это примерно две фаланги указательного пальца), с длинным шилом сзади и расцветкой как у осы издавал сильный шорох и привлек мое внимание. Когда я нашел источник шума, первым моим желанием было сжечь квартиру и уехать куда-нибудь за полярный круг. Чем оно питалось, я тогда не знал, но был уверен: оно ест журналистов в самом расцвете сил. Однако любопытство, доставшееся в наследство от матери — учителя биологии, взяло верх. В итоге оса-мутант была взята в плен пивным стаканом, внимательно рассмотрена, отфотографирована и чуть позже выпущена на волю (у меня с природой негласное соглашение о политике невмешательства, за исключением случаев, когда фауна планирует меня скушать). Вывод тогда был сделан только один: за 30 с лишним лет, что живу в городе, существ таких я еще не встречал.
Снимки я показал энтомологу Алексею Сажневу (его вы можете помнить, поскольку именно он открыл нового жука-пилоуса, которого назвал в честь Егора Летова). У него другое направление работы, но он сходу ответил, что это — рогохвост. Опасности представляет чуть больше чем нисколько, если только вы не пихта или сосна.
Эта история была бы забыта, если бы не повторная встреча за пару дней с подобным насекомым в районе Юбилейного моста и еще один рассказ от одного из читателей с вопросом, что это такое. Поэтому я решил связаться с омским энтомологом и сотрудником ГУ лесного хозяйства области Владимиром Теплоуховым.
По его словам, в Омской области действительно обитают в больших количествах рогохвосты и в основном они двух видов: рогохвост-гигант (он же рогохвост большой хвойный) и рогохвост березовый. Внешне неспециалист их различит разве что по размеру. Первые — около и более пяти сантиметров, вторые — чуть меньше. Пожирают чудовища только деревья (и чаще всего хвойные). Вернее, они откладывают в ослабевшие деревья яйца, и их личинки, похожие на гусениц с такими же шилами в попе, прогрызают там длинные ходы. Людей они не кусают, ибо нечем, а длинное жало — это не жало даже, а яйцеклад, которым они угрожающе могут размахивать, судя по операции «захват» на моем балконе. Что касается опасной полосатой расцветки, то это не что иное, как маскировка для тех, кто попытается ими позавтракать, но, испугавшись присутствия возможного жала на языке, передумает.
В городе они летают редко, поскольку… незачем. В нем нечем питаться. И их появление — это сигнал, что на строительном рынке стало много пиломатериалов не очень хорошего качества, либо лесные пожары или, допустим, засуха ослабили много деревьев поблизости и дали хорошую кормовую базу.
Рогохвост считается вредителем. Оно и понятно, поскольку он ест всё, из чего люди пытаются делать мебель или дома. Избавляться от них или нет — выбор того, кто с ними встретится. С одной стороны, они могут отложить личинки в заботливо посаженную, но пожухлую елку в вашем дворе, но с другой — они такая же часть экосистемы, помогают природе быстрее превращать павшие деревья в удобрения для следующего молодого пополнения.
При написании этого материала ни один рогохвост не пострадал.
Как вам рогохвост?