НГС.ОМСК отправился на прогулку вместе с инвалидами по зрению — студентом педуниверситета и его друзьями. По дороге мы столкнулись со стихийными парковками, заборами, столбами, стоящими посреди тротуаров, и другими преградами.
Имя у нашего героя необычное — Иоганн Меркель. Он незрячий. Его мир состоит из тактильных ощущений и звуков. Два года назад Иоганн стал серебряным призером чемпионата России по плаванию среди спортсменов-паралимпийцев.
В остальном его будни мало чем отличаются от жизни любого студента. Парень учится на втором курсе истфака в педагогическом университете, любит слушать музыку и общаться с интересными людьми.
Вместе с Иоганном и его друзьями мы решили изучить очень важный вопрос — насколько хорошо обустроена в Омске доступная среда для инвалидов. Иоганну предстояло добраться до университета самостоятельно. И хотя он уже выучил этот маршрут наизусть, все немного волновались.
«Люди не виноваты в том, что им приходится ставить машины где попало»
С нами идут Глеб Новоселов, Андрей Быков и Юлия Панферова.
Глеб — инвалид по зрению первой группы. Это совсем не мешает ему вести активную жизнь. Он преподает гуманитарные дисциплины в техническом университете и учебном центре «Мир для всех», работает пресс-секретарем омского отделения Всероссийского общества слепых (ВОС).
— Я довольно часто перемещаюсь по городу. На центральных улицах чувствую себя комфортно, а вот на окраинах доступной среды практически нет, — говорит он.
В ВОС также работает Юлия. Она учит незрячих ориентироваться на улицах при помощи GPS-навигации и тестирует объекты инфраструктуры и тактильную плитку.
У Андрея третья группа инвалидности по зрению. Перемещаясь по городу, он обходится без трости, и друзья в прямом смысле слова могут на него опереться. В обществе слепых Андрей отвечает за работу с молодежью, а еще пишет рецензии и обзоры для различных сайтов.
Стартовая точка нашего маршрута — остановка «Дом Туриста». Иоганн довольно быстро заворачивает за угол «Летура», бодро переходит через улицу Бударина, которая, кстати, небезопасна даже для зрячего пешехода и…натыкается на парковку. Незрячий парень быстро понимает, что ушел не в ту сторону, и направляется к улице Карла Либкнехта.
Казалось бы, пешеходный тротуар должен стать для Иоганна зоной абсолютной безопасности, но здесь он запинается о невысокий металлический забор.
— Это тоже бывает, — улыбается спортсмен.
На пути незрячего всегда много всевозможных препятствий — припаркованные в неположенных местах автомобили, открытые люки, столбы и заборы.
— Но люди не виноваты в том, что им приходится ставить машины где попало. Например, возле здания второго корпуса ОмГПУ нет специальных парковочных мест, — говорит Иоганн.
Уроки толерантности
Мы направляемся к Любинскому проспекту. Навстречу Иоганну выбегает маленький мальчик. Он едва не сшибает парня с ног.
— Ты что, не видишь?! — кричит своему сыну молодая женщина. Возможно, сейчас Иоганн думает, что эти слова адресованы ему…
У многих незрячих и слабовидящих обостренный слух и им не всегда приятно слышать и ощущать, как реагируют на них окружающие.
— Прохожие пытаются наступить на палку, утащить тебя в неизвестном направлении, — с легкой иронией рассказывает Юлия. Иногда могут закричать: «Ты что, слепой?!».
Но в последние годы отношение к инвалидам по зрению в обществе стало меняться в лучшую сторону. По мнению Юлии, это связано с тем, что в российских школах недавно начали преподавать уроки толерантности.
Тем временем Иоганн спускается в подземный переход на улице Ленина. Он идет очень быстро и уверенно. Без особого труда Иоганн находит продолжение улицы Либкнехта и уверенно продолжает свой путь. Впереди — нерегулируемый пешеходный переход. Машина пропускает парня, и он смело переступает через бордюр.
— Всё, мы на месте!
Свои ощущения Иоганн описывает известным латинским изречением: «Через тернии к звездам».
Доступная среда
Вопреки распространенному мнению, незрячих совсем не задевает, когда окружающие предлагают им помощь и добираются с ними до нужного места. А в незнакомых городах такая поддержка им и вовсе необходима. По мнению Юлии и Глеба, самые милосердные люди живут в Санкт-Петербурге. В северной столице незрячих всегда окружают вниманием и заботой.
— Питерцы — они такие: пока до крыльца тебя не доведут, не успокоятся, — смеется Юлия.
Кстати, все наши герои часто путешествуют. В аэропортах и на вокзалах их встречают сопровождающие. Но случаются и казусы — например, сотрудники курганского железнодорожного вокзала решили, что к ним едет инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата и привезли коляску.
Менее всего адаптирован под нужды инвалидов омский автовокзал. Инвалиды жалуются на опасные лестницы, неудобные выходы. На левом берегу вообще пока сложно с доступной средой. Зато на улице Лукашевича недавно наконец появился звуковой светофор:
— Сначала я его страшно испугалась. Он так громко орал, что можно переходить улицу! — смеется Юлия.
«Трость между плитками застревает»
Первая в Омске тактильная тротуарная плитка для людей с проблемами зрения появилась в 2014 году на остановке «Главпочтамт». Как это часто бывает, первый блин вышел комом — покрытие пришлось укладывать заново.
— Строители не подстраиваются под особенности нашего климата. Желтые «пупырышки» вылетают и валяются на земле, — говорит Юлия. — Клали бы они тактильную плитку правильно изначально, возможно, этих проблем бы не было.
Зимой плитка покрывается снегом и наледью. Коммунальщики разбивают покрытие ломами.
— Совсем не обязательно класть плитку на протяжении всего тротуара, — говорит Иоганн. Достаточно сделать небольшой островок перед остановкой и пешеходным переходом.
Перед зданием омского отделения всероссийской организации «Общество слепых» от 24-й до 33-й Северной тоже выложили тактильную плитку. Но пользы от нее мало.
— Люди меня насильно за руку тянут, чтобы я шла по тактильной плитке. А я ведь не обязана по ней идти… Да и, откровенно говоря, идти по ней просто нельзя — трость застревает, сама плитка шатается — запросто можно упасть, — рассказывает Юлия.
— А еще есть места забавные. Например, там уложена тактильная плитка, но на нее кто-то поставил ларек, — добавляет она.
Вместе с тем, они признают, что с каждым годом жизнь для инвалидов в Омске становится комфортнее. А вот от общих городских проблем никуда не денешься.
— Доступная среда нужна не только инвалидам, но и обычным людям. Ведь всем известно, что качество асфальтового покрытия в нашем городе оставляет желать лучшего, — считает Иоганн.
— Ровные тротуары и улицы нужны и родителям с колясками, и пожилым людям, — добавляет Юлия.
Она соглашается протестировать тактильную плитку перед пешеходным переходом напротив мэрии. Качество покрытия ее устраивает.
— Правда, плитки немножко не доложили. Но со второго раза можно сориентироваться и запомнить этот участок.
В мэрии об этих проблемах знают. Как пояснил корреспонденту НГС.ОМСК директор управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров, ко Дню города раздробленную тактильную плитку заменят на новую. Работы начнутся уже 1 июля.
«Не нужно унывать»
Благодаря возможностям современных гаджетов и специальным мобильным приложениям, незрячие активно пользуются мессенджерами и соцсетями.
— Только «Телеграмом» я не пользуюсь… И вовсе не из-за политических соображений. Он под нас абсолютно не адаптирован, — говорит Глеб.
Незрячие и слабовидящие — большие поклонники детища Стива Джобса, говорят, что в «Айфонах» можно даже потрогать карту. Еще очень активно пользуются GPS-навигаторами. Современные цифровые технологии дают слепым все больше свободы. Они читают книги, написанные при помощи шрифта Брайля, ездят на научные конференции, посещают бары и кальянные. В общем, живут жизнью обычных людей.
— Не нужно унывать, — говорит Иоганн. При желании можно добиться всего, чего ты хочешь. И без труда добраться туда, куда тебе нужно.
— Как ты думаешь, незрячие лучше других чувствуют душу человека? — напоследок спрашивает автор у Иоганна.
— Точно так же, как и все обычные люди. Этот талант достаётся немногим…
Ирина Буркина
Фото и видео Ивана Рейзвих
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.