Город «Говорить про рукоприкладство — это кощунство»: фоторепортаж из дома-интерната для престарелых

«Говорить про рукоприкладство — это кощунство»: фоторепортаж из дома-интерната для престарелых

3 октября НГС.ОМСК побывал в Большекулачинском доме-интернате под Омском, сотрудников которого в передаче Первого канала обвинили в избиении пенсионеров.

На прошлой неделе в эфире Первого канала показали выпуск программы «Мужское/женское», посвященный Большекулачинскому дому-интернату для престарелых. В передаче рассказали, что постояльцев интерната, среди которых инвалиды, бывшие заключенные, выходцы из центров социальной адаптации и просто пенсионеры, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, незаконно удерживают внутри, к ним не пускают друзей и родственников, морят их голодом, а в жилых комнатах царит антисанитария. Столичные журналисты, которые приезжали на съемки передачи, рассказали, что сотрудники дома-интерната мешали им работать. После выхода программы в эфир СКР и прокуратура Омской области начали проверку.

В честь Дня пожилого человека центр зоотерапии «Дверь в лето», в котором проводятся занятия по канистерапии со специально обученными собаками, вместе с ансамблем «Журавушка» решил устроить для постояльцев праздник. С ними без предупреждения руководства интерната приехали корреспонденты НГС.ОМСК. Заметим, что о приезде наших коллег из других редакций в этот день руководство знало заранее.

Дом-интернат находится на окраине пос. Дачный в 20 км от Омска. Рядом с учреждением располагаются жилые дома, а за ним — сосново-березовый лес. На территории интерната есть два жилых корпуса, старый и новый, административные здания, подсобные бараки, а также зеленый газон и аллеи. Постояльцы свободно гуляли по территории и осторожно подходили посмотреть на собак.

Некоторые пенсионеры наблюдали за происходящим издалека. Корреспондент НГС.ОМСК подошел к мужчине, сидящему в инвалидном кресле. Вопрос о том, нравится ли ему здесь жить, заставил его с опаской оглянуться, после чего он ответил: «Хуже чем в тюрьме!». В этот момент к мужчине подбежали работники интерната и гости с собаками, они начали фотографироваться, и завершить разговор не удалось.

Директор Большекулачинского дома-интерната Александр Зауэр

Директор дома-интерната Александр Зауэр подчеркнул, что ко всем словам постояльцев дома-интерната (здесь живут 195 человек) нельзя относиться всерьез, поскольку это своеобразный контингент. «Наверное, у каждого есть своя цель в чем-то, и люди, которые готовили ее (программу на Первом канале. — НГС.ОМСК), тоже какую-то цель преследовали. <…> На нашем КПП есть определенная пропускная система, но таких моментов, про которые говорилось в передаче, что у нас никого не пускают, это неправда. <…> Говорить про какое-то рукоприкладство — это вообще кощунство. В основном здесь проживают инвалиды. Сотрудники, которые здесь есть и которые в тесном контакте работают с проживающими, они в основном медицинские работники», — прокомментировал он показанное на Первом канале. При этом в середине разговора директор заявил, что работает в доме-интернате около трех месяцев и приезд столичных журналистов лично не застал.

Руководитель посоветовал пообщаться с врачом-наркологом Сергеем Старыгиным, который работал в доме-интернате на момент съемок. «Я не знаю, где они (журналисты Первого канала. — НГС.ОМСК) ходили, я с ними не разговаривал. Они были тогда, когда здесь народу уже не было, ни врачей никого. Все эти обвинения, если ты произносишь их по центральному телевидению, они должны быть документально оформлены. <…> У нас своеобразные люди, с ними нужно уметь работать, к ним нужно привыкнуть. У них бывают переборы с алкоголем, может тебя обматерить, а через день он будет признаваться тебе в любви», — рассказал врач.

В передаче говорили про 72-летнюю Галину Новикову. Ее подруга, выступившая на передаче, рассказала, что женщину удерживают незаконно и не пускают к ней друзей. Сергей Старыгин объяснил, что постояльцы имеют право свободно выходить за пределы учреждения, оставляя свои контактные данные и адрес дома или учреждения, где их можно будет найти. На свободное посещение могут рассчитывать и гости.

Упомянул врач и об Александре Панове, который, по информации из программы, пропал без вести. По словам сотрудника, после безуспешных розысков его так и не нашли. По его мнению, мужчина несколько дней пил. «Это дееспособные люди, мы не можем их держать никоим образом», — отметил он и добавил, что пить спиртное на территории учреждения запрещено, но постояльцы регулярно игнорируют это правило.

Также Сергей Старыгин рассказал, что после передачи прошли две прокурорские проверки, но никаких нарушений не обнаружили. В пресс-службе прокуратуры Омской области НГС.ОМСК позже пояснили, что проверка по сообщениям Первого канала только началась — готовится выезд специалистов. Однако ранее сотрудники ведомства находили нарушения санитарно-эпидемиологического, трудового законодательства и требований пожарной безопасности и в июле этого года выдали руководству предписание на их устранение. В пресс-службе СКР по Омской области рассказали, что проверка еще готовится, ее итоги станут известны к концу этой недели.

На территории дома-интерната врач устроил нам экскурсию. Показал большую столовую, где пенсионеры едят 4 раза в день. Также он провел нас в новый 2-этажный корпус, построенный в 2010 году. В каждой комнате живут по 3 человека, есть общая кухня, санузел, комната отдыха. Руководство похвасталось свежим ремонтом, балконами и окнами ПВХ.

В старом корпусе, облицованном сайдингом, идет активный ремонт: строители меняют двери, окна, красят стены. В комнатах корпуса коридорного типа также живут по три человека, многие из которых — инвалиды-колясочники. В каждой комнате стоит телевизор. В передаче Первого канала говорили об антисанитарных условиях, но корреспонденты НГС.ОМСК их не увидели.

Врачи, которые общались с журналистами, отнеслись к вопросам о передаче с юмором. «Вот, смотрите, как у нас тут грязно и ужасно», — шутили они, показывая новый корпус. Однако разобраться в том, что происходит в доме-интернате, до конца не удалось. Появившаяся пресс-секретарь регионального министерства труда и социального развития заявила, что снимать можно только праздник, поскольку о приезде журналистов НГС.ОМСК заранее не предупредили. Дальнейшая съемка проходила в присутствии представительницы пресс-службы и работника учреждения, и поговорить с постояльцами наедине не удалось.

В их присутствии пенсионеры заметно смущались и на вопрос «Что вам нравится и не нравится здесь» отвечали «Конечно, все нравится», не вдаваясь в подробности. Зато по инициативе пресс-секретаря мы пообщались с улыбчивой и милой Флюрой — в доме-интернате женщина научилась вязать носки и забавные игрушки, которые она дарит своим друзьям. «За нами ухаживают. Мы [c соседкой] ходим за грибами, у нас кухня есть, два холодильника. Нас хорошо кормят, иногда грибной суп себе варим. Это же как дома. А по расписанию нас 4 раза кормят. Я ни разу не видела, чтобы в столовой кто-то кому-то отказал. <…> Я когда слушала эту передачу, наверно, как-то негативно она, однобоко [представила информацию]», — рассказала Флюра.

Но в конце концов стало понятно, что откровенной беседы с постояльцами интерната в присутствии наблюдателей не получится. Собравшись в обратную дорогу, мы заметили пожилого мужчину и спросили, нравится ли ему здесь жить. «Да как может нравиться?! Еду здешнюю не ем, отдаю, себе сам покупаю. Больше ничего не расскажу», — успел высказаться он прежде, чем к нам подошли сотрудник интерната и пресс-секретарь.

Решившись на поездку в Большекулачинский дом-интернат, мы хотели своими глазами увидеть, как в нем живут люди, побеседовать с руководством и пенсионерами. В учреждении мы неоднократно слышали, что постояльцы — самостоятельные и свободные люди, однако с ними, как выяснилось, можно беседовать лишь в присутствии сотрудника министерства. Это заставило нас усомниться в том, что старикам нечего сказать о минусах.

Под занавес сотрудница министерства подчеркнула, что корреспондентов НГС.ОМСК на территорию учреждения больше не пустят.

Редакция продолжит следить за итогами проверок, которые проведут прокуратура и Следственный комитет.

НГС.ОМСК

Фото Ивана Рейзвих

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления