Недавно поймала себя на мысли, что почти все мои друзья юности уехали из Омска. Поспрашивала у знакомых — такая же история. Похоже, дело не в том, что у меня мало друзей, просто мем «Не пытайтесь покинуть Омск» звучит как вызов. А если серьезно, может быть, миграция — естественный процесс и ничего странного в том, что омичи тысячами ежегодно уезжают из области, нет? Или у региона действительно проблемы и с экономикой, и с имиджем?
21 год миграционной убыли
По словам доцента кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами экономического факультета Омского госуниверситета Ольги Гоковой, оба предположения имеют право на жизнь.
— С территории Дальнего Востока и Сибири, естественно, что отток идет. Это началось не сейчас — в 90-е более миллиона человек уехали, потому что жизнь там ухудшилась, и люди хотели лучших условий, зарплаты и прочего, — напомнила она. — В Омской области был один год с положительным сальдо миграции (702 человека в 2014 году. — Прим. ред.), и то это было связано с тем, что приехали беженцы из Украины. А так с 1999 года всё время идет отток, но такого большого, как сейчас, не было. В последние годы ситуация усугубилась.
По данным Омскстата, в 2019 году миграционная убыль населения стала максимальной за последние 27 лет, а может, и установила абсолютный рекорд, но более ранних данных в открытом доступе не найти. За тот год численность населения региона за счет миграции снизилась на 12 109 человек. В масштабах последнего десятилетия миграционная убыль составила 59 тысяч человек: уехали из региона почти 586 тысяч человек, приехали в регион почти 527 тысяч. Статистики учитывают только тех, кто снялся с учета в одном регионе и простоял минимум 9 месяцев на учете в другом.
В Министерстве труда и социального развития Омской области отметили, что частично минимизировать миграционную убыль населения помогает государственная программа по переселению в регион соотечественников из-за рубежа. С 2009 года на ПМЖ в Омскую область переехали более 41 тысячи человек, в основном граждане Казахстана. Власти помогают им найти жилье и работу, дают подъемные.
Люби Московку, Москва подождет!
А куда уезжают омичи? В 2019 году самым востребованным регионом была Тюменская область, а не Москва, как можно было бы предположить. Она даже не на втором месте, хотя проигрывает Краснодарскому краю совсем немного. В Новосибирскую область переехали в два раза больше омичей, чем в Ленинградскую. А Санкт-Петербург оказался в три раза популярнее Калининградской области. Среди стран, ожидаемо, лидирует Казахстан, но впервые за девять лет туда уехали больше мигрантов, чем приехали в Омскую область оттуда.
Миграционные потоки можно проследить и по тому, в каких регионах омичи покупают жилье. Как рассказали в областном управлении Росреестра, чаще всего в 2019 году они удаленно оформляли право собственности на недвижимость в Краснодарском крае, Московской области, Красноярском крае, Кемеровской области, Алтайском крае, Ленинградской области и Башкортостане. В 2020-м в основном заключались сделки с объектами в Москве, Московской, Ленинградской, Тюменской и Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае и Крыму.
Покупка жилья в другом регионе становится причиной переезда из Омской области в каждом шестом случае. Такие данные приводятся в сборнике к Международному демографическому форуму, который проходил в Воронеже в октябре 2020 года. Вопрос в другом: почему омичи не хотят остаться здесь, ведь квартиры в регионе одни из самых дешевых в стране. Ответ: зарплаты тоже одни из самых низких.
— Уезжают они, естественно, не просто так. Если взять статистику и посмотреть причины, то это желание найти хорошую работу с более высокой оплатой труда. И экологический фактор в последние лет пять точно всё чаще называют в качестве причины для переезда, — объяснила Ольга Гокова. — Надо что-то делать, но это не решается только на уровне демографии или миграции. Всё связано с экономикой и созданием благоприятных условий, в том числе комфортной городской среды. Она вообще большую роль играет. Городское пространство должно быть современным, красивым, чтобы было много зелени, велодорожек.
Потенциал есть, денег нет
Сменой места работы обусловлено 45% оттока населения в другие регионы России, отмечает доцент в статье «Миграционная безопасность территории (на примере Омской и Свердловской областей)». Проблему низких зарплат и туманных карьерных перспектив признают и губернатор Александр Бурков (напомним, он сам с Урала), и президент Владимир Путин, который его в Омскую область отправил.
— [Первоочередная] задача — комплексная — остановить отток населения с территории Омской области. Соответственно, надо предпринимать целый комплекс, ряд мер: начиная с вопросов о повышении доходной части бюджета, с расширения рабочих мест по территории области и создания более комфортной среды для проживания. Есть высокий научный, промышленный, культурный, образовательный потенциал. Тем не менее мы видим снижение уровня доходов и отток населения, — заявил глава региона в эфире телеканала «Россия 24» после своего назначения в 2017 году.
Судя по всему, у него начало получаться. В Минтруде Омской области заявили, что стабилизация миграционной ситуации в регионе все-таки наметилась. Уезжать из Омской области стали меньше.
— Для сравнения, в 2018 году из Омской области выбыли более 29 тысяч человек, в 2019 году — 26 тысяч человек, в 2020 году — 21,6 тысячи человек. В начале 2021 года также сохраняются положительные тенденции по данному показателю, — уточнили в ведомстве.
Мало затормозить отток населения, нужно ускорить его приток. Миграционная убыль в 2018–2019 годах всё равно росла, а в 2020 году хоть и снизилась, но, скорее всего, из-за пандемии коронавируса. Более того, три последних года Омская область по этому показателю занимает первое место в России.
— В регионе предпринимаются меры, направленные на сокращение миграционной убыли населения: реализуются государственные программы, национальные проекты. Наиболее перспективными мерами по сокращению миграционного оттока являются повышение инвестиционной привлекательности региона и организация перспективных производств, которые создадут основу для организации новых рабочих мест и повышения уровня оплаты труда, — добавили в Минтруде Омской области.
Параллельно нужно работать и над имиджем Омской области, считает Ольга Гокова. Есть регионы, где и зарплаты ниже, и городская среда хуже, но их так не демонизируют.
— Известные блогеры про Омск всегда говорят, что это провинциальный, скучный город. А ведь они инфлюенсеры, формируют общественное мнение. Органам власти надо, наоборот, создавать хороший имидж города, чтобы в сознании людей Омск был интересным. Создавать условия, чтобы из других регионов хотели приезжать сюда поработать. Но на формирование имиджа региона надо время, — отметила она.
Омичи — новая нефть
Мы провели свое мини-исследование в соцсети «ВКонтакте» и, с помощью наших коллег из E1.RU, 72.RU и «Фонтанки», спросили омичей, которые переехали на ПМЖ в Санкт-Петербург, Тюмень и Екатеринбург, что их не устраивало на родине. Действительно, большинство покинули Омск в поисках перспектив для роста и зарплаты побольше — эти варианты ответа набрали почти одинаковое количество голосов, две трети от общего количества (не считая голосов за «Я не бывший омич, но хочу что-нибудь нажать» и «Свой вариант напишу в комментах»). На третьем месте из пяти оказалась плохая экология. Такой ответ дал каждый шестой респондент. Предпоследнее место по количеству голосов занял вариант «В Омске было слишком скучно», а последнее — вариант «В Омске было холодно» (и не удивительно, что никто из бывших омичей в Тюмени его не выбрал). Всего в опросе поучаствовали 2400 человек.
Многие готовы были проголосовать за все пять вариантов, но мы такой возможности не дали. Зато в комментариях не ограничивали. Публикуем самые яркие.
Дима Ак: «Если хотите посмотреть, что будет с Россией без нефти, посмотрите на Омск».
Наталья Ковальчук: «Почему нет варианта «Всё вышеперечисленное»? Уехала из Омска не потому, что мне там не нравилось, а потому, что сил уже не было и в материальном плане биться, и бытовые ежедневные препятствия (транспорт, грязь и т.д.) омрачали существование окончательно. Здесь мне намного легче во всех планах. Несомненно, не всех Питер принимает, нужно многому учиться, меняться самому, это факт. И первое время было очень тяжело. Но при равных усилиях здесь отдача несомненно больше, я в этом убедилась, и назад дороги нет».
Любимая Мелодия: «Когда-то был современный, промышленный, с растущим населением город, сейчас он деградирует. Если делать сравнение, то он возвращается в 80-е годы, даже еще хуже, в 70-е. Для меня было шоком, когда я увидела, как по разбитым дорогам движется такой же разбитый общественный транспорт. Очень жаль!»
Ринат Боярский: «Да что рассказывать. В Омске после учебы и армии работы нет, идешь за 12 тысяч работать в кол-центр Сбера (на момент 2014 года). В 2016 году с МРОТом в кармане случайно уехал в Тюмень и остался. Понравились чистота, дороги, менталитет людей, отсутствие серости и депрессивности города, лояльность работодателей. Сразу устроился на работу, впервые начал зарабатывать тогда от 50–60 тысяч. В Омск езжу каждые полгода навестить родных, обратно не тянет».
Справедливости ради, под опросами мы встретили тех, кто яростно защищал родной город. Но их единицы.