Каждое утро в автобусах № 59 («Биофабрика» — «ОНПЗ») и 73 («Пос. Чкаловский» — «Стрельникова») начинается с давки. Люди изо всех сил пытаются не стать жертвой закрывающихся дверей. В такой обстановке местным ежедневно приходится уезжать на работу в центр.
Преодолевая относительно небольшое расстояние от конечной до остановки «ДК „Химик“», автобусы успевают забиться до отказа. Учитывая, что это единственный транспорт, на котором отсюда можно уехать в центр, отсутствие свободных мест становится катастрофой. Иногда по этой причине людям приходится пропускать автобусы. Корреспондент NGS55.RU Анастасия Власова и фотокорреспондент Евгений Софийчук отследили, в какое время на остановке «ДК „Химик“» уже нельзя втиснуться в салон.
До 07:30 — самый оптимальный вариант
С 07:00 до 07:30 на остановке «ДК „Химик“» немноголюдно. Омичи сонно переступают с ноги на ногу, выдыхая прохладный пар и пряча руки в карманы. Иногда поглядывают на карты, отслеживая приближающийся транспорт. От конечной, спустя пять — восемь остановок, приходят полупустые автобусы. Люди не спеша подходят к транспорту, пропускают вперед стариков и детей. Никто не толкается, всё спокойно, размеренно. Даже с учетом вошедших места в салоне остается много.
59-й и 73-й автобусы идут друг за другом, так что почти каждые 10 минут есть транспорт, направляющийся в центр. Чем ближе к 07:30, тем больше людей появляется на остановке и в каждом уезжающем автобусе становится всё меньше места.
Кстати, помимо этих автобусов, мы заметили, что транспорт, курсирующий по маршруту № 29 («Первокирпичный» — «ОНПЗ»), тоже набивается до отказа. Но у него проблема другая — автобусы ходят реже.
Адская карусель с 07:30
Пик автобусной давки приходится именно на это время. Остановка переполнена людьми, и все жадно высматривают заветные 59-й или 73-й автобусы. Чувствуется, что никакой жалости не будет. Всё как в Спарте — слабым тут не место. Транспорт не успевает подъехать, как омичи начинают движение к дверям. Проталкивая или отталкивая друг друга, каждый пытается втиснуться в автобус. Но, увы, их ждет неприятный сюрприз: места в салоне и без них практически нет.
Это никого не останавливает.
— Втягиваем живот и проходим.
— Пододвинетесь, там есть еще место.
— Нам тоже нужно на работу, давайте двигаться, — женщина прикрикивает на вошедших и изо всех сил пытается протиснуться в салон.
Если повезло и ты смог зайти, готовься к другим сложностям.
Первое, что слышат омичи, когда приближаются к дверям автобуса, — недовольство уже стоящих и приободряющие слова водителя.
— Заходим, заходим, автобус у нас резиновый — влезем все.
Ответом на такой оптимизм служат приглушенные смешки или нервный шепот. Только вот его энтузиазм разделяют немногие. Легко говорить, когда сидишь за рулем и не нужно выгрызать последнюю ступеньку, а потом ехать и молиться, чтобы тебя не раздавили. Утренний автобус можно сравнить с женской сумочкой, в которой находится бесчисленное множество вещей — в него тоже каким-то чудом помещается огромное количество людей.
В салоне царит недружелюбная атмосфера: на тех, кто сидит, смотрят с завистью. Кому-то приходится параллельно уворачиваться от локтей, когда люди передают за проезд. Иной раз можно услышать ожесточенные споры за сидячее место. Человек не успел встать, а возле него развернулось целое «побоище»: пассажиры начинают выяснять, кто сядет и доедет оставшиеся остановки в относительном комфорте, а кому так и придется стоять.
Кстати, в утренних автобусах перебранки между пассажирами ситуация обычная: кто-то заденет плечом, неаккуратно встанет на ногу или ударит локтем — вот вам и повод для скандала. То с одной стороны автобуса, то с другой слышны недовольные выкрики.
— Да куда же вы лезете, тут и так негде встать.
— Уберите свой рюкзак от моего лица.
— Когда же это всё закончится, — чуть ли не плача и тяжело вздыхая, шепчет одна из пассажирок.
В полуобмороке
Сейчас на улице веет зимней прохладой, поэтому все стараются утеплиться. Если летом салон автобуса был переполнен омичами в легких нарядах, то сейчас на каждом из пассажиров объемные зимние вещи. Из-за того, что все стоят впритык друг к другу, становится невыносимо жарко, но иногда все настолько близко, что невозможно даже шапку снять или немного расстегнуть молнию на куртке. Такая близость чревата обмороками.
Кстати, холода — время, когда прекрасная половина меняет легкие летние духи на более тяжелые ароматы. Что очень чувствуется в переполненном салоне. Только вот хочешь не хочешь, а приходится терпеть, чтобы не опоздать на работу или учебу.
Иногда не получается разобрать, где именно ты едешь. Окна либо запотевшие от такого количества пассажиров, либо замерзшие, либо облитые грязью. Вот и гадай, где ты сейчас находишься.
Надежд на то, что на следующей остановке часть людей выйдет и больше никто не зайдет, никто не питает. Потому что на место одного вышедшего сразу же втискиваются трое, а то и больше людей.
Хуже всего приходится тем, кто стоит возле водителя или в конце салона. Туда помещается больше всего людей, из-за этого пассажиры чувствуют себя селедками в банке, которых поставили впритык друг к другу.
Резкие повороты и торможения все переживают вместе, как один большой организм. Повезет, если рядом окажется поручень, за который можно зацепиться. В худшем случае — человек, который стоит рядом.
После 8 утра
«Веселье» начинается с 07:30 и не заканчивается даже после 08:00. Не все автобусы, курсирующие по маршрутам № 59 и 73, можно назвать резиновыми. Иногда место заканчивается еще на «Химике», и люди просто не могут попасть в салон. Приходится оставить попытки втиснуться и обреченно отходить обратно на остановку.
Некоторые не пытаются испытать судьбу и садятся на маршрутки, которые едут до ОмГТУ, выходят и ждут другие автобусы. Вариант неплохой, правда, тратиться придется в два раза больше.
Что делать?
Обслуживают автобусы 59-го и 73-го маршрутов предприниматели, входящие в «Омский транспортный союз». 13 ноября руководитель объединения Николай Артемьев рассказал NGS55.RU о том, что они готовы и хотят решить эту проблему. Правда, для этого у них нет возможности.
— Проблему нужно решать совместно с мэрией. Мы со своей стороны запланировали на следующий год поставить на 73-й маршрут несколько единиц автобусов большого класса, но конкурсная документация позволяет использовать на этом маршруте только автобусы среднего класса. То, что омичи не могут уехать, — это системные проблемы, решать которые никто не спешит. Одним 73-м невозможно вывезти всех людей, — уверен предприниматель.
По словам представителей мэрии, в 2025 году на маршрут № 73 выйдут не менее четырех больших автобусов. Причем конкурс уже состоялся и его победителем стал Артемьев.
— После проведения конкурсных процедур по маршруту № 73 департаментом транспорта заключен муниципальный контракт с ООО «Альянс», на срок выполнения работ с 01.01.2025 по 31.12.2025, условиями которого по маршруту № 73 Пос. Чкаловский — ул. Стрельникова запланирована работа 4 автобусов большого класса и 19 автобусов среднего класса с плановым интервалом движения 7 минут в часы пик.
А в каких условиях вы добираетесь в общественном транспорте на работу?