С 1 июля почти два десятка автобусных маршрутов планируется перенести с центральных магистралей (Гагарина и Интернациональной) на второстепенные (Маршала Жукова, Фрунзе). Такая участь постигнет тех частных перевозчиков, которые не успеют заменить автобусы малого класса — маршрутки — на более вместительные (муниципальные микроавтобусы при этом власти решили не убирать).
Председатель комитета горсовета по вопросам транспортной инфраструктуры Юрий Арчибасов заявил: маршрутки и с пассажиропотоком в часы пик не справляются, и ценное место на самых загруженных дорогах занимают. Зато теперь, добавил директор Департамента транспорта администрации Омска Вадим Кормилец, на Маршала Жукова добраться будет гораздо проще.
Мы спросили у президента Омского транспортного союза Николая Артемьева, что он как представитель частных перевозчиков думает об этих изменениях (потому что горожане восприняли их в штыки) и зачем они, по его мнению, понадобились. Далее — от первого лица.
Проблема [переизбытка микроавтобусов в центре] существует давно. По императивным нормам построения муниципальной маршрутной сети, если через каждые две минуты подходит полная «Газель», то на этот маршрут надо ставить автобус среднего класса. Должен быть семиминутный интервал, а не как у нас люди привыкли, что через две минуты машина подходит, сели-поехали. Это тоже один из факторов, который давным-давно надо было пересматривать, но почему-то наши власти кардинально подходят к решению проблемы. Не плавно, постепенно меняют один маршрут за другим, а сразу 15 или 20.
Годами департамент транспорта нам говорит, что, если не замените [маршрутки на автобусы средней вместимости], не будет работы. Но экономика в этом секторе бизнеса не дает возможности приобрести автобусы. Там нет денег, поэтому рынок схлопывается. Те люди, у кого были старые машины, не могут обновить подвижной состав, потому что новая машина стоит в три раза дороже, чем та, которую они покупали три года назад. Частные перевозчики заканчивают свой бизнес: последние год-два идет банкротство предприятий одно за одним, количество транспорта уменьшается.
«Рынок этот снижающийся, в него нельзя прийти, оттуда можно только уйти»
Нет никаких объяснений, кроме тех, что пассажиропоток сокращается и город считает, что хватит своего транспорта, своими силами всё вывезут, увеличат выручку своих предприятий. Останется муниципальный транспорт. Пассажиров, видимо, туда усиленно пересаживают, чтобы они заполнили городские автобусы, троллейбусы и трамваи. Ну а удобство жителей — это вторично.
Вряд ли получится ездить по Жуковскому мосту. Там достаточно напряженное движение и остановочных павильонов нет, нет инфраструктуры для пассажиров. Но кто-то же провел брифинг, значит, всё идет по плану. Видимо, есть люди, которые больше в транспорте разбираются. Я интересовался, как с дипломами о профессиональном отраслевом образовании дела обстоят. У многих людей, которые в городе и области управляют транспортным рынком, дипломов-то нет. Профессионального отраслевого образования — организация муниципальной маршрутной сети либо организация дорожного движения — такие дипломы не у всех. Есть «мосты и дороги», например. Но мосты и дороги — это тема совещания в Министерстве строительства.
Нам тоже кажется, что люди будут недовольны, и толпа на «Туристе» будет стоять и кричать, потому что не может в муниципальный автобус или троллейбус войти. Может, кто-то будет нарушать из перевозчиков, ехать как ехали. Кто их будет контролировать? Людей-то нет. Не существует структуры, которая рейды будет проводить. ГИБДД не будет, может, между делом, один-два раза, но в итоге скажут, что это не их ведомственное дело.
«Водители могут отказаться работать, сказать, что я не работаю, а стою в дикой пробке, искусственно созданной, на Жуковском мосту»
И так сложно по городу передвигаться — две центральные дороги и с организацией движения всё грустно, а тут еще и маршрутная сеть изменена во время ремонта Ленинградского моста.
Любые изменения сопровождаются неприятием, поэтому надо смотреть. Может быть, всё будет к лучшему: и перевозчики сориентируются, и жителям в итоге понравится, и транспорта хватит. Но это оптимистичный вариант. Второй вариант — дорога в ад будет 1 июля на работу и с работы.
Частные перевозчики в этой ситуации ничего сделать не могут, их маршруты закрываются, они банкротятся, количество транспорта сокращается. По реестру общественного транспорта в Омске 1400 или 1600 единиц подвижного состава, реально — 600, это вместе с муниципальным транспортом. Практически в два с лишним раза меньше, чем выдано транспортных карт. Бороться мы никак не планируем, такой возможности не существует, тем более в нашем городе.
«Мы год за годом говорим, что миллиарды выделяются муниципальным предприятиям, а частные компании ни копейки из бюджета не получают»
Нам говорят, что нет никакой недобросовестной конкуренции. Так делают, потому что такой закон, жители так хотят, чтобы миллиарды из бюджета тратились не на частные предприятия, а на муниципальные, в «Пассажирское предприятие № 8» вкачивались. Они вкачиваются. В «Облавтотранс» миллиард. Всех всё устраивает, всё работает хорошо. А частный бизнес не нужен никому.
Согласны с автором?