В муниципальных автобусах начали внедрять бескондукторную систему оплаты проезда. Проще говоря, устанавливать в салонах терминалы, через которые можно рассчитаться за проезд картой — банковской (включая приложение Mir Pay) или транспортной («ОмКой» всех видов).
Выглядит такой терминал как синяя коробочка размерами 10 на 8 сантиметров с черным экраном (производитель утверждает, что антивандальная, но мы не проверяли), он крепится на поручень недалеко от входа в транспорт. Первую пару валидаторов установили еще в прошлый четверг, 15 сентября. К 19 сентября «кубиками» оборудовали уже пять автобусов. Все они курсируют по маршруту № 78 между поселками Биофабрика и Солнечный.
Директор Пассажирского предприятия № 8 Марат Саликов объяснил выбор тем, что маршрут хоть и очень популярный, но работает без кондуктора: в автобусах среднего класса эту функцию выполняет водитель. Ему приходится отвлекаться от дороги на то, чтобы пробить билет, а пассажирам — передавать деньги или карты через весь салон. Неудобно и тем и другим.
В 10 из 16 автобусов на маршруте появятся терминалы, и водитель карты больше принимать не будет. Пока пассажирам приходится индивидуально объяснять новые порядки. Терпения порой не хватает и тем и другим. То, что вместо живого кондуктора в автобусе работает электронный, совсем не очевидно. По словам Марата Саликова, сейчас об этом пассажиров предупреждают по громкой связи. Минус, что далеко не на каждой остановке. Не хватает и бумажных объявлений о нововведениях в салоне с подробной инструкцией.
При этом сам процесс оплаты проезда такой же, как если бы пассажир покупал билет у кондуктора. Подносишь к экрану карту или смартфон, пару секунд ждешь одобрительного «пииип» — и готово. Чек терминал не выдаст (об этом тоже узнаешь только опытным путем). О том, что платеж прошел, можно прочитать на экране «кубика». Водителю ничего предъявлять не нужно — у него на терминале высвечивается количество проданных билетов. Проверить, оплатил пассажир проезд или нет, смогут только контролеры, у которых будет специальное приложение. В городе их еще меньше, чем валидаторов. Так что кардинально проблему автобусных зайцев валидаторы вряд ли решат.
В Пассажирском предприятии отмечают, что в первую очередь терминалы решили устанавливать в интересах пассажиров и только во вторую — в интересах бюджета. И все-таки чиновники рассчитывают, что если оплачивать проезд будет удобнее, то и выручка в общественном транспорте вырастет. При этом штат контролеров в Омске в ближайшее время увеличивать не планируют.
— Нет смысла пока, — отмечает Марат Саликов. — Будет 70–80 машин, будем смотреть.
По его словам, терминалами безналичной оплаты проезда городские власти хотят оборудовать весь средний класс. Но сначала система должна доказать свою эффективность.
— Мы должны сопоставить поступающие денежные средства с усредненным показателем пассажиропотока. Надо учесть, что на оборудование, на его монтаж, на обслуживание, на программное обеспечение затрачены средства. Система не только должна определенный комфорт пассажиров обеспечить, она должна еще и окупаться, а в идеале и повышать экономическую эффективность, — отметили в Департаменте транспорта администрации Омска.
Терминалы aQsi Cube, которые устанавливают в омских автобусах, выпускает московская компания «Пи Джи Групп». Городу партия из 20 валидаторов обошлась в 335 500 рублей, или в 16 775 рублей за штуку. Это примерно в полтора раза меньше ставки кондуктора за месяц.