В январе этого года губернатор Омской области Александр Бурков заявил о возможной реализации проекта метротрама. Впервые идею о том, что метро можно переформатировать в «скоростной трамвай», власти Омской области заговорили в 2014 году. Руководитель движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский поддержал этот проект и решил рассказать в колонке для NGS55.RU о пользе метротрама для нашего города.
— Если полистать официальные ответы городских и областных властей на запросы о развитии трамвая в Омске за последние 20–30 лет, то выяснится интересная деталь: почти везде будет прослеживаться мысль о том, что сейчас важнее финансировать метро, а на трамвай денег нет.
В итоге по роковому стечению обстоятельств в Омске нет ни метро, ни нормального трамвая. С 1997 года трамвай был фактически вычеркнут из городских перевозок. После демонтажа трамвайных рельсов с главных магистралей города, доля перевозок пассажиров трамваями стремительно рухнула с 20% до 4%. В итоге трамвай работает в неоптимальном недогруженном режиме, потенциал трамвайного транспорта не используется.
Но и метро тоже нет. Объекты недостроенного метрополитена требуют затрат на содержание и консервацию, но при этом не выполняют никакой полезной транспортной работы, а лишь недостроями разрывают городскую ткань и вдобавок еще и создают угрозу разрушения близстоящих зданий.
Общественное движение «Омичи за трамвай» уже более 20 лет предлагает объединить метро и трамвай в единую легкорельсовую транспортную систему метротрам и заниматься ее развитием в Омске. Сеть метротрама включит в себя все возведенные объекты метрополитена и часть заброшенных трамвайных линий. Это позволит сэкономить на новом строительстве и придаст смысл вложенным ранее инвестициям в строительство объектов метрополитена и трамвая.
«Омичи за трамвай» предлагает создать сеть из 102 километров метротрама в Омске (или 122 км — при условии продления в аэропорт в Фёдоровке).
Первый пусковой участок метротрама может связать Левобережье с Амурским поселком, железнодорожным вокзалом и район ПО «Полет». Ориентировочная оценочная стоимость первого участка будет аналогична стоимости достройки линии метро из 5 станций — до 14 миллиардов рублей. Однако в отличие от линии метро пусковой участок метротрама перевезет в 4–5 раз больше пассажиров при равных затратах на строительство.
Сеть метротрама достаточно гибкая и сможет вписаться в любые реалии Омска: он будет успешно работать в Омске как при действующем аэропорту Омск-Центральный, преодолевая взлетно-посадочную полосу в туннелях глубокого заложения, так и при выносе аэропорта в Фёдоровку (он может быть легко продлен до новой воздушной гавани).
Метротрам может быть интересен не только омичам, но и крупным строительным компаниям и инвесторам: стоимость всей сети омского метротрама может приблизиться к 50–70 миллиардам рублей (при соответствующих технических решениях) и может в себя включать до 12 станций мелкого заложения, 15 километров туннелей мелкого заложения и 4,5 километра туннелей глубокого заложения. Это внушительный объем работ, который создаст в Омске большое количество рабочих мест, снизит уровень безработицы в регионе и создаст большой объем налоговых отчислений в местный и региональный бюджеты.
Общественное движение «Омичи за трамвай» со своей стороны готово помогать правительству Омской области и администрации города Омска в разработке проекта метротрама и его реализации в Омске.
А вы поддерживаете идею создания метротрама?