Омич Александр Тарасов более 10 лет работает в строительной сфере, а также пишет о благоустройстве города, состоянии дорог, тротуаров и общественных пространств. На этот раз он решил рассмотреть решение о переносе остановки у кинотеатра «Кристалл» и увеличении островка безопасности на перекрестке.
Утром 6 июня в районе дома № 44 на проспекте Мира водитель «Мазды» влетел в ВАЗ, а затем сбил двух пешеходов, стоявших на островке безопасности у «Кристалла», и снес светофор. Женщина пострадала не сильно, мужчину госпитализировали с серьезными травмами. Водитель был пьян.
После этого происшествия департамент транспорта решил изменить ситуацию на перекрестке, чтобы подобные аварии не повторились. Что же будет делать департамент? Он принял такие решения:
1. Остановку общественного транспорта перенесут со стороны ТЦ «Европа» на сторону «Провианта».
2. Размер островка безопасности, на котором стояли пострадавшие пешеходы, увеличат.
Сразу замечу, что я не специалист в области дорожного строительства и проектирования дорог. Цель моей колонки не в том, чтобы рассказать специалистам, что нужно делать, а поставить перед ними вопросы, которые, возможно, заставят их задуматься и скорректировать принятые решения. Сначала попробуем разобрать предложения дептранса. Возможно, разбор будет не совсем корректным, потому что с конкретным решением, проектом или схемой департамент общественность еще не знакомил.
Какие будут последствия переноса остановки на другую сторону перекрестка?
Странно, что это решение родилось именно после этой аварии, потому что направление движения в сторону Нефтяников в ней затронуто не было. Хорошо, может быть, это мероприятие будет направлено на предупреждение аварий по другим сценариям.
Сейчас остановка общественного транспорта по движению в сторону Нефтяников находится между ТЦ «Европа» и улицей Химиков. «Газельки» и автобусы постоянно толкутся в районе остановки, снижая скорость потока на этом участке дороги. Что будет, когда остановка переедет? Трехполосная широкая дорога, можно ехать, не сбавляя скорости, не опасаясь, что с правой полосы выскочит «Газелька». И не будет в средней полосе крадущихся машин, которые пытаются объехать общественный транспорт на остановке и повернуть направо на Химиков.
А еще здесь неизменные спутники крупных остановочных пунктов — киоски. Для них нужен трафик. Уйдет трафик, они уйдут вслед за ним. Но куда? Там, куда планируют перенести остановку, нет места для такого количества киосков.
Таким образом, перенос остановки приведет к следующим последствиям:
увеличится скорость трафика по улице Мира в направлении перекрестка с Химиков, что негативно повлияет на безопасность участников движения, увеличит аварийность;
будет нанесен удар бизнесу владельцев киосков, либо они вынужденно перенесут их на новое место, чем испортят облик улицы и сузят тротуар.
Какие будут последствия от увеличения островка безопасности?
К сожалению, пока не известно, как именно будет выглядеть обновленный островок, но в любом случае уверен, что его увеличение повысит безопасность пешеходов.
В идеале, конечно, он стал бы выглядеть примерно так:
Но увеличения размеров одного островка безопасности недостаточно! Для успокоения трафика необходимо сужать полосы, расширять все существующие островки на этом перекрестке и добавлять новые. Откуда такие мысли? Этому нас учит шведская концепция нулевой терпимости к смертности на дорогах — Vision Zero. В Швеции смертность на дорогах за последние 20 лет снизилась почти в 3 раза, поэтому, конечно, шведский опыт заслуживает внимания.
В основе программы Vision Zero лежат два этических принципа: нетерпимость к гибели или тяжелому травмированию людей и недопустимость отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации. Помимо этого, концепция возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей.
Что еще можно сделать?
Вот примеры повышения безопасности в соответствии с концепцией Vision Zero:
Легко заметить, что на каждом из этих примеров происходит сужение доступного пространства для водителей — как реального, так и видимого. Полосы сужаются, добавляется разделительная разметка, светофоры, добавляются даже элементы благоустройства. А теперь предлагаю посмотреть, что видел водитель, который несся в сторону центра.
Те, кто ездит через этот перекресток, знают, что, несмотря на разметку, зачастую прямо едут три ряда, а не два, и еще один поворачивает налево — на улицу Химиков. Это очень широкая дорога с широкими полосами. И визуально пространство открыто, как на площади. Слева и справа парковки, визуально дорогу ничего не ограничивает, кроме скромного заборчика по правой стороне. Сужение ширины полос при сохранении их количества, предусмотренного разметкой (три), снизит скорость потока.
Предполагаю, что найдется много недовольных таким решением. «А как же зимой? Снег выпадет, и полосы еще сильнее сузятся?!» — спросят они. Но Швеция — тоже не тропическая страна, от снегопада и несвоевременной уборки не спасет даже самая широкая полоса. При этом я не прошу утрировать и сокращать полосы настолько, чтобы машины начинали притираться, вовсе нет.
Другой возможный вопрос — а почему три полосы, а не четыре, там и так всегда пробка?! Концепция Vision Zero прямо говорит о сокращении количества полос, и я с этим соглашусь, потому что пропускная способность проспекта Мира всё равно не позволит пропустить тех, кто смог проскочить перекресток у «Кристалла». Разница будет лишь в том, где стоять — на «Кристалле» или у политеха, а время стояния в пробке останется неизменным. С другой стороны, вариант организации движения с четырьмя полосами со стороны Нефтяников тоже будет сопровождаться сужением полос. Возможно, этого уже будет достаточно для снижения аварийности. А может быть, реально предусмотреть дополнительные меры для успокоения трафика, например, отделить левую полосу движения разделительной полосой или правую сделать для общественного транспорта. Эти вопросы лучше адресовать специалистам.
Другой пример от экспертов, последователей шведской концепции, — обустройство общественного пространства на месте парковочного островка.
В Нью-Йорке опыт таких решений показал снижение скорости вблизи таких общественных пространств на 16%, а снижение травматизма — на 26%. Кроме того, омичи не избалованы общественными пространствами. Дополнительная зона отдыха повысит качество жизни горожан. Посмотрите на иллюстрацию ниже. Почему бы не сделать островок безопасности у «Кристалла» со стороны Нефтяников так же?
Другое стандартное решение по успокоению трафика — это приподнятые пешеходные переходы. Эта фотография уже не из Нью-Йорка, а из Обнинска, в котором с 2017 по 2019 год приподняли 15 пешеходных переходов. Думаю, что наш город не хуже Обнинска и тоже может себе такое позволить.
У «Кристалла» же сейчас даже тротуар не приподнят над дорогой.
Островок безопасности со стороны Нефтяников отличается от дороги только цветом асфальта — два оттенка серого.
Приподнимать можно и нужно не только тротуар, но и весь перекресток. При этом приподнятая поверхность перекрестка выделяется ярким цветом.
Таким образом, комментарий к планам департамента транспорта получается следующий:
1. Перенос остановки едва ли повысит безопасность участников движения, только испортит бизнес киоскам и облик города.
2. Расширение островка безопасности необходимо, и решение правильное, но недостаточное.
3. Необходимы меры по ограничению скорости на перекрестке, например, это могут быть приподнятые пешеходные переходы, добавление элементов благоустройства вдоль дорог, вплоть до организации общественных пространств, сужение полос движения, отделение полос движения разметкой, разделительными полосами и т. п.
А главное — хотелось бы видеть последовательную системную работу по повышению безопасности на дорогах. Сейчас некоторые решения напоминает кампанейщину — то остановку перенесут, то проекционную «зебру» поставят.
Согласны с автором?