2 февраля «Яндекс.Такси» объявил о сделке с группой компаний «Везёт». За 178 миллионов долларов «Яндекс» купил кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок — как объяснили в компании, это нужно для улучшения клиентского сервиса и ускорения развития логистической платформы, в частности, жителям регионов предложат экспресс-доставку посылок и грузов. В июле 2019 года компании уже анонсировали подобную сделку, по которой «Яндекс» должен был получить 56,2% активов «Везёт», а затем в разное время то подавал, то отзывал ходатайства в Федеральную антимонопольную службу о покупке всех активов компании. Правда, в ФАС посчитали, что такая сделка приведет к ухудшению конкуренции на рынке, а возможность выбора у водителей такси и пассажиров сузится.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что новое соглашение подразумевает покупку лишь части активов, будет действовать в ограниченном количестве регионов (в том числе в Омской области) и не распространится на программное обеспечение. NGS55.RU решил выяснить, как изменения повлияют на пользователей обеих платформ. Но точную информацию по этому поводу не смогли предоставить ни в одной из компаний.
— Интеграция будет разбита на этапы по регионам и срокам. График интеграции будет анонсирован отдельно для партнёров каждого региона, — пояснили в пресс-службе ГК «Везёт», а в «Яндексе» добавили, что интеграция начнётся во втором квартале этого года.
Что же изменится для пользователей и водителей платформы «Везёт»? Как обещают обе компании, изменения будут не слишком значительными. Для пользователей, которые вызывали такси по телефону, номер останется прежним. Тем, кто использовал приложение «Везёт», предложат перейти на «Яндекс.Go», а водителям — подключиться к платформе «Яндекс.Про» либо перейти к любому другому конкурирующему агрегатору.
— Никаких изменений тарифов для пассажиров, непосредственно связанных со сделкой, мы не ожидаем — ни сейчас, ни в будущем. Более того, цена за поездку у агрегаторов формируется автоматически, на основе текущего спроса и предложения, — пояснили в пресс-службе компании «Везёт».
Что же касается водителей, то пока неизвестно, какими станут размеры комиссии агрегатора после сделки. Информация об этом будет появляться по мере интеграции в регионы, но в пресс-службе «Яндекса» считают, что комиссия серьезно не изменится ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.
— Водители не являются штатными сотрудниками «Яндекс.Такси» — это либо работники таксопарков, либо ИП и самозанятые. Водители самостоятельно принимают решение, сколько выполнять заказов, от этого и зависит их доход в день, — сообщили в пресс-службе.
Сейчас комиссия для водителей при сотрудничестве с «Яндексом», по словам директора компании «Море55» Евгения Стерлягова, составляет 17%. В пресс-службе компании «Везёт» NGS55.RU пояснили, что комиссия отличается в разных городах сервиса и формируется в зависимости от спроса на услуги, средней стоимости и продолжительности поездки, а также других факторов. Тем не менее во многих городах она составляет 10-15%. Омский водитель Александр Веретельник рассказал NGS55.RU, что в компании «Везёт» можно было самостоятельно оплачивать рабочие смены.
— В «Везёт» 12-часовая смена стоит 175 рублей, в «Яндексе» — 800. Самое главное неудобство для водителя в «Яндексе» — не видно конечной точки поездки. Например, для меня принципиально знать, куда я еду, потому что если я вышел на работу в Старом Кировске, а меня отправляют на Щербанёва, то я как таксист на два часа потерян, — поделился Александр Веретельник.
По данным Аналитического центра при правительстве России, рынок такси в нашей стране растет на 14,2% в год. Эксперты оценивают его в 600-700 миллиардов рублей. По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Леонида Делицына, сейчас от направления такси и доставки ожидают возникновения компаний с капитализацией в миллиарды долларов. Поэтому «Яндекс.Такси» и намеревается доминировать хотя бы на отечественном рынке, чтобы компанию продолжали оценивать дорого.
— Региональные ограничения не мешают компаниям стать дорогими, но нужны очень большая доля рынка и перспективы выхода на другие рынки в своем регионе. Это «Яндекс.Такси» и делает: задача компании — удерживать хотя бы половину рынка пассажирских перевозок и демонстрировать способность расти «вширь» — например, в грузоперевозки. Очевидно, ресурсы владельцев «Везёт», чей бизнес по заказу грузоперевозок и кол-центры оценены в $178 миллионов, — это легкая весовая категория в сравнении с «Яндексом», капитализация которого превышает $22 миллиарда. Если «Яндекс» как-нибудь переживет потери, связанные с коронавирусом (акции компании на самом деле выросли вместе с акциями других гигантов ИТ), то у специализированного бизнеса ситуация должна быть значительно сложнее, — объяснил 74.RU Леонид Делицын.
Технический директор такси «Юнис-Лада» (сотрудничают с «Таксовичкоф») Сергей Звягинцев пояснил NGS55.RU, что сейчас сложно говорить о влиянии этой сделки на омский рынок — все тонкости ещё неизвестны.
— Какая стратегия будет, мы не знаем, поэтому что-то предугадывать преждевременно. Когда интеграция начнётся, тогда будет понятно: может, просто собственник поменяется, и всё останется по-прежнему, тогда и не о чем говорить. А если будет иная модель — будем смотреть, наблюдать, — сказал Сергей Звягинцев.
Директор компании «Море55» (сотрудничают с «Яндексом») Евгений Стерлягов согласился с этим мнением и добавил, что на небольших парках, работающих с компанией, эта покупка не должна сказаться:
— Как-то повлияет вопрос, но как, пока сложно сказать. У нас не очень большой парк, поэтому на нас это не особо скажется. Водителей «Везёт» должен будет «Яндекс» подключить, поменять программу. Для клиентов, как я понял, ничего не поменяется.
Впервые крупная федеральная сеть такси зашла в Омск в 2012 году — это была компания «Такси 24». Правда, просуществовала на рынке она недолго и ушла в 2014 году, не выдержав конкуренции с местными таксопарками. С 2015 года в Омске начали появляться агрегаторы: первым стал «Яндекс», через год появился Uber (в 2017 году объединился с «Яндексом»), а ещё через год — Gett.