Антимонопольщикам придётся разбираться с организацией пассажирских перевозок в Омской области. Во всяком случае это следует из текста жалобы, копия которой оказалась в распоряжении NGS55.RU. Её автор — предприниматель Игорь Басов, и речь там идёт о выдаче свидетельств на право перевозок без открытого конкурса.
Собственно, отсутствие конкурса нарушением не является (речь идёт не о городских маршрутах). Министерство промышленности и транспорта публикует на своём сайте предложение с конкретными маршрутами и конкретными документами, которые надо предоставить, — и первый из подходящих заявителей получает свидетельство.
— Согласно п. 8 приложения к приказу от 16 ноября 2017 года № 62, уведомления рассматриваются по очереди их поступления, начиная с первого, — констатирует автор жалобы. — Если по результатам рассмотрения первого уведомления и прилагаемых к нему документов заявитель… соответствует условиям предложения, проверка уведомлений других заявителей по данному предложению не осуществляется.
Таким образом, всё получает тот, кто успел первым. Очередная порция предложений от чиновников была опубликована на сайте 1 ноября в 15:15. По данным Басова, уже в 16:30 первый претендент привёз все необходимые бумаги.
— ИП Трофимчук принёс все необходимые документы — а там список внушительный, — рассказал Басов. — Информация о том, какие будут новые маршруты и какой конкретно пакет документов надо будет подготовить, совершенно непрогнозируемая, об этом заранее никто не предупреждает. Требования в каждом конкретном случае могут радикально измениться, и готовить документы заранее наугад никто не будет. Так что эта история выглядит очень странно.
Отметим, что в этом конкретном случае от перевозчиков требовались декларации, которые представляют собой заявления типа «Банкротом не являюсь, долгов перед бюджетом не имею, моё предприятие стадию ликвидации не проходит», не подкреплённые документально.
В итоге ИП Трофимчук, проявивший завидную оперативность, получил ряд межмуниципальных маршрутов (на Путинцево, до Новоомского, ж/д вокзал — посёлок Гауф, автовокзал — Камышловский, автовокзал — Одесское — Желанное, на Кормиловку), соответствующее объявление появилось на сайте минпрома.
Басов же просит УФАС проверить работу комиссии при министерстве, занимающуюся данной темой, и в частности запросить журнал регистрации заявок. Видимо, при бесконкурсном распределении маршрутов вопросы к чиновникам в любом случае будут возникать: проигравшие будут настаивать на том, что им отказали как минимум в связи с какими-то случайными причинами, а как максимум — из-за коррупционного фактора, и доказывать, что ситуация, в которой выигрывают одни и те же, очень вредна для потребителя.
Интересно, что предшественник Андрея Посаженникова на посту министра промышленности и транспорта области Александр Докучаев был показательно уволен год назад именно из-за проблем с перевозками в области. Получается, что цена ошибок в этой сфере может оказаться для чиновников очень высокой.