Дороги и транспорт «У него клинило левое колесо, в нашем ПАТП у всех так»

«У него клинило левое колесо, в нашем ПАТП у всех так»

Водители омских автобусов рассказали о причинах аварии с 16 погибшими — они смертельно устали, грозят массовыми увольнениями и думают о митингах

После аварии на Сыропятском тракте в омских ПАТП прошли глобальные проверки. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились в филиал ПАТП № 4 на ул. 1-я Путевая, 102«а», куда журналистов в итоге не пустили. Чтобы узнать мнение водителей автобусов о ситуации в городских автопарках, автор отправилась на Привокзальную площадь. О возможных причинах аварии на Сыропятском тракте, о зарплатах водителей омских автобусов и о том, что творится в ПАТП, — в материале НГС.НОВОСТИ.

Простояв около часа у ворот ПАТП № 4 в ожидании разрешения на вход, автор узнала от местных кондукторов и охраны, что на предприятии очередная проверка — теперь уже трудовой инспекции. По странному совпадению напротив отдела кадров ПАТП-4, откуда то и дело выходили люди с кипами бумаг, — расположена ритуальная служба, а на разворотной площадке ПАТП стоит лай и вой собак — стаи щенков бегают за заезжающими в парк автобусами. Кондукторы и водители обедают здесь же, в местной столовой, в которой туалеты закрыты на замок. «Туалет есть только на рынке "Южный"», — объяснили повара.

На территорию ПАТП-4 корреспондентов НГС.НОВОСТИ не пустили: как сообщили позднее в департаменте транспорта, сейчас «стоит повременить, чтобы не создавать напряженной обстановки»: на предприятии много проверок. Тогда автор отправилась на Привокзальную площадь, где останавливаются автобусы всех городских ПАТП. Большинство из опрошенных ели буквально на руле, а кто-то не пожелал общаться с корреспондентом, потому что решил поспать 10 минут до выхода на маршрут прямо на сиденьях. То тут, то там виднелись ноги водителей, которые спали прямо на полу кабин автобусов. Но нашлись и бодрствующие шоферы, попросившие в статье не называть их имена.

Матвей, маршрут № 89, ПАТП № 4: «Проверки в ПАТП были всю прошлую неделю. Замучили: механик перед выходом на маршрут машину проверит, выезжаешь — а там ГАИ стоит. Они проверяют, если что-то находят — тебе штраф 1500 руб., механику штраф и ПАТП штраф. А у механика зарплата всего 9 тыс. руб., им уже по 25 тыс. руб. штрафов понавыписывали. Но после проверок сразу стали запчасти новые для ремонта появляться, многим в парке даже резину заменили. А вообще запчастей мало выдают, и я, бывает, покупаю за свой счет. Вот, например, компрессор на ЛиАЗ раз в год выделяется, а компрессор летит каждые 3 месяца. Я покупаю сам за 800 руб.

Чертоляс (Александр Чертоляс, директор ПАТП № 4. — И.А.) как пришел в 2010 году, начался развал: вся зарплата проходила через него. Сейчас у него (Чертоляса — И.А.) нашли черную бухгалтерию. Мы все в ПАТП ждали, когда же Чертоляс уйдет. Надеемся сейчас на лучшее.

После смерти ему пересчитали и за все его переработки 98 тыс. руб. выплатили. У нас же есть риск, что за переработки не заплатят. У многих водителей лежат дома все квитки, собираемся писать заявление в прокуратуру, чтобы выплатили».

Владимир, маршрут № 14, ПАТП № 8: «В нашем ПАТП проверки были всю прошлую неделю — и утром, и вечером, и при заезде, и при выезде — и снизу и сверху машину всю проверяют. Мы работаем и по 13–14 часов в сутки — по закону допускается 12 часов. Работаю в ПАТП более 30 лет. Работа тяжелая, а зарплата не соответствует труду, у меня — в пределах 20 тыс. руб. Месяца 2 назад подняли зарплату, мы почувствовали, что можно заработать, но надо перерабатывать. И люди перерабатывают: они вынуждены, особенно если молодые, когда есть ипотека, дети…

На дороге бывают всякие ситуации. Причина аварии с жарой связана. Я считаю, что водитель ЛиАЗа, [погибший на Сыропятском тракте,] мог и уснуть.

Сам заметил: мне 58 лет, и едешь, бывает, — а встаю я рано в 4 часа утра, ложусь в 12 часов, — борешься со сном: то сигареты, то крепкий чай. У нас в парке был похожий случай: водитель на ходу "отключился" — микроинсульт или что, — благо, что был заказной и въехал в забор. Он остался жив. Еще недавно умер сотрудник нашего ПАТП № 8: ему было 62 года, инсульт: он тоже вырабатывал по 300 часов. Очень много вахтами работает деревенских, по 1–3 недели без выходных. Ладно, когда тебе 20–30 лет, еще можно выдержать, но когда тебе 50–60 лет…

У нас в парке проблема достать запчасти: заказывают через Москву. Если автобус сломался — становишься на ремонт и ждешь, пока придут запчасти. И постоянно главный инженер говорит: "Это дорого". Бывало, за свой счет покупали запчасти, но по мелочи — за 200–300 руб. Сейчас в этом автобусе (хлопает по приборной панели ЛиАЗа. — И.А.) много каких запчастей не хватает, вот, например, форсунок нет — а как без них зимой ездить, вообще не знаю. Все упирается в финансы, ведь наш город — нищий. Раньше местные власти помогали ПАТП, а сейчас все финансирование урезали».

Юрий, водитель маршрута № 55, ПАТП № 4: «ПАТП в аварии не виновато. Виноват город — нету порядка. На запчасти же нужны деньги — ПАТП их зарабатывает, приезжают инкассаторы и забирают их. Еле-еле наскребают на зарплату водителям и кондукторам — зарплаты-то по 10 тыс. руб.

Что касается того ЛиАЗа, пострадавшего в аварии, — за 3 дня у него клинило левое колесо, такая проблема практически у всех в нашем ПАТП.

Он заехал на ремонт, а запчастей не было: старые колодки перевернули, и все. Так делают у всех. И сейчас мне, честное слово, страшно ездить. У него колесо заклинило резко, оно перестало крутиться. Еще 2 месяца назад все в ПАТП № 4 писали письмо в прокуратуру — просили разобраться с зарплатами и отсутствием запчастей. Многие водители за свой счет ремонтируют автобусы — фанатики. Они мне говорят: "Вот у меня семья, ее надо кормить" — я им: "У вас же семьи, вы от семей отрываете эти деньги". А вообще отношение к водителю автобуса такое же, как к дворнику — дворника и то уважают больше, его труд заметен. А я иной раз по 100 человек вожу, это какая ответственность!

Я, честно, жду звонка — уеду на Север, сбегу из-за руля. В Питере и Москве водители получают по 50–60 тыс. руб. У меня тут за май вышло 14 тыс. руб. — и это у меня было 4 выходных. Садишься за руль в 5:34 утра, и по графику 1 перерыв 15 минут на обед в день, отстой в 14 часов, и все, потом из-за руля не вылазишь до 20 часов. В туалет? А вот так, терпишь».

Игорь, водитель маршрута № 14, ПАТП № 7: «11 часов за рулем — да, это ненормально, но за нормально не платят! У большинства водителей кредиты, ипотеки, дети. Со страхом ждем этой получки теперь — нам теперь после проверок переработать не дадут, 15–17 тыс. руб. получится, может, но сейчас дохлый сезон — студентов нет. После проверок нам сразу же выдали и аптечки новые, и огнетушители. Интересно, что приказом администрация уменьшает расход солярки на каждый автобус — они экономят. Сейчас у нас норма 180 часов — отработав ее, мы получим копейки, 15 тыс. руб. Работа каторжная, если сломался, хочешь выехать — иди купи запчасть сам, а нет — так стой и жди. В ЛиАЗах очень много слабых мест — тормоза, ручник, задний мост, и эти автобусы греются, в них печки даже в +30 не перекрываются».

Водитель маршрута № 14, ПАТП № 7: «Лучше после проверок не стало, машинам по 10 лет, запчастей уже не найти. Ремонта толком нет. Бывало, стреляло у меня колесо на ЛиАЗе, и я улетел в кювет, хорошо, что неглубокий кювет был. То, что случилось на Сыропятском тракте, может случиться с любым автобусом. Сейчас на покойника всё спишут, как в автокатастрофах бывает — винят экипаж. А тут 16 человек нет. Чертоляса посадили в СИЗО — ну и дадут ему условно, и все. Чтобы здесь заработать 35 тыс. руб., нужно отработать 300 часов. Я уже 400 часов отработал — почти как тот, погибший водитель. Сейчас так не разрешат работать, но это тоже плохо. У меня трое детей, и все малые — старшему 15 лет, мне их кормить надо как-то.

Ходят слухи, что в нашем ПАТП уже 50 заявлений на увольнение лежит, водители думают о митинге.

Если будет в этом месяце зарплата 15 тыс. руб., я тоже уйду — пойду на "ГАЗель"».

Ирина Акишева

Фото Ивана Рейзвих

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления