В 2015 году прокуратура Омской области направила в суд 200 исков из-за плачевного состояния омских дорог. Корреспондент НГС встретилась с доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и профессором кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александром Смирновым, чтобы узнать, почему в Омске такие плохие дороги и как сделать их лучше. О революции в дорожной сфере, воровстве чиновников, некачественном ремонте и о введении налога на дорогу с автомобилистов — в интервью с почетным дорожником Омска.
Действительно ли в Омской области такие плохие дороги и почему? Когда в Омске закончилась эра нормальных дорог?
Нормальные дороги закончились лет 20 тому назад. За 50 с лишним лет в Омской области на дорожное дело затрачено почти 5 млрд долл., денежки эти никуда не делись — они лежат в земле и не работают, потому что ездим мы с вами по ухабам. На сегодняшний момент дорожная отрасль Омска требует решительной революции —
Прежде всего омским дорогам необходима кадровая революция. Главная проблема — отсутствие контроля ремонта и строительства дорог. Несколько лет назад вместе с новым губернатором в Омской области к власти пришла группа очень легкомысленных управленцев.
Эти руководители не являются специалистами в дорожной отрасли, нигде не учились. Поэтому они не знают ни что контролировать, ни как собрать вокруг себя аппарат и настроить его на контроль.
Сейчас ответственность за дороги в Омске размазана по разным министерствам, ведомствам и департаментам. Один отвечает за ремонт заплаток, другой — за новое строительство, третий за сельские дороги. Должна быть одна ответственная структура, а в идеале каждый чиновник городских дорожных организаций должен лично отвечать за техническое состояние конкретной улицы или дороги, вплоть до ДТП на них, не справился — освободи должность.
Отсутствие контроля, неисполнительность и неграмотность управленцев, начиная с губернаторов, порождает развал. Обнаглевшие министры могут без причин, одним росчерком пера увольнять опытных строителей и почетных дорожников в управлениях строительства и ставить на их место конторских служащих. В одном из таких омских управлений за короткий период сменилось 4 руководителя, в результате — управление разваливается, дело стоит, а дороги трещат.
Почему строительство дорог так дорого? Говорят, в Финляндии на строительство дорог затрачивают куда меньше средств, но они гораздо лучше, почему? Как обстоят дела с дорогами у соседей Омска? Дешевле ли у них строить дороги?
В свое время не очень развитый предшествующий президент ругался: «У нас такие дорогие дороги, а в Финляндии такие дешевые» — так там гравий везде лежит, его и везти не надо. Не нужно сравнивать омские дороги с финскими, хотя, конечно, отношение к дороге как к своей собственности улучшает ее качество. У некоторых стран есть ряд преимуществ в плане дорог. У нас грунты, на которых лежат дороги, — это тяжелые суглинки, которые хорошо впитывают воду, в Финляндии вся территория сухая и покрыта гравием. Нам приходится устраивать морозозащитные слои у дорог, поэтому наши дороги толще, чем все финские вместе взятые.
Только по материалам стоимость дорог в Омской области дороже в 1,5–2 раза, чем в соседних регионах. Дело в том, что у нас нет местных природных каменных материалов для устройства покрытий оснований дорог.
Их приходится завозить железнодорожным транспортом из других областей — Новосибирской, Кемеровской, Свердловской. Чтобы уйти от этого, нужно использовать относительно новые, но уже проверенные технологии. Например, цементацию естественного грунта земного полотна, при этом не нужно устраивать щебеночное основание — поэтому затраты существенно сокращаются. Опыт цементации огромен, в том числе и в Омской области, но новые управленцы и новое поколение инженеров, как обычно, об этом забыли.
Используются ли в Омской области какие-то новые технологии ремонта или строительства дорог, ведь омичи слышат, что дорожная техника обновляется?
Существует много современных и более экономичных технологий — но в Омске их практически нет. Вот, например, для быстрого ремонта ул. Лукашевича нужен ремиксер — это машина для регенерации асфальтобетона. Ремиксер поднимает старый асфальт, разогревает, укладывает его новой лентой и закатывает, без привлечения новых материалов. Такая однопроходная машина давно уже существует в мире, в Омске она была в одной из частных дорожных организаций. Но никто не давал ей работы, поэтому сейчас она перестраивает дороги на Алтае. Омск не хотел платить за это, даже за работу. А можно было изыскать средства — да, ты вложишь в эту технику 50 млн руб., но зато 20 лет не будешь знать забот, ведь такая машина может привести в порядок все дороги в Омске за год, такая у нее высокая производительность.
Что еще кроме чиновников разрушает омские дороги и можно ли что-нибудь с этим сделать?
Отсутствие тщательного ухода за дорогами и своевременного ремонта колоссально увеличивает количество ремонтных работ и становится началом массовых разрушений. Пример:
в Омске на построенных в прошлом году дорогах (а их не так много) за зиму появилось 5250 погонных метров температурных трещин.
Зимой всегда происходит сокращение и разрыв покрытия — эти 5 км трещин на небольших дорожках нужно было залить еще весной. А их никто не заливает — ведь сейчас это тонкие, едва видные волосяные трещины, но через год они будут еще больше.
Сейчас все омичи «пользуются» глубокими последствиями процесса разрушения дорог — когда уже ямы появляются и колеса отваливаются. Главная задача — не допускать ямочного ремонта: после каждой зимы ходить с лупой и вовремя ремонтировать и заделывать маленькие трещины. Трещину вы чуть-чуть припудрили битумом с песчаной крошкой, и она будет стоять еще 5 лет, это гораздо дешевле халтурного ямочного ремонта, когда из-за отсутствия контроля в яму с водой валят холодный асфальтобетон. Нет контроля и в материалах: щебень и битум тоже бывают разные, ГОСТы уже не соблюдают.
Следующая причина плохого состояния дорог — количество транспорта. Оно превысило всякие нормы, по количеству автомобилей на душу населения мы давно перегнали Америку. А это не только пробки, но и более активное разрушение дорожного полотна.
На любые вопросы о дорогах и приобретении техники чиновники ссылаются на бедность городского бюджета и на то, что денег совсем нет, а дороги — «дорогое удовольствие». Где взять денег на дороги?
При таком подходе чиновников денег и не будет — нужно уметь зарабатывать даже на дорогах. СибАДИ давно поднимает этот вопрос. В Омской области через горсовет нужно вводить дорожный налог. Частично такой налог уже введен в некоторых районах Новосибирска. Дело в том, что любое движение транспорта приводит к разрушению, объем разрушений зависит от объема движения.
Собирать деньги нужно с автомобилистов. Наши специалисты подсчитали, что 1 тяжелый грузовик, проехав 100 км, наделает разрушений и деформаций на 60 руб., а легковой автомобиль раз в 10 меньше.
Вопрос о дорожном налоге требует проработки и еще не решен, и вот это как раз — дело чиновников, а не науки, но наши магистранты работают и над этими темами. Можно распространять билеты на дороги, на разные типы машин, годовые или месячные билеты. Для обычных автомобилистов, я думаю, это обойдется в 200–300 руб. в год, но в итоге сумма получится достаточно солидная, чтобы привести в порядок омские дороги, если никто из чиновников не прилипнет и не начнет подворовывать, конечно, и это возвращает нас к управленческой революции в дорожной сфере и полной смене кадров.
Сейчас положение могли бы спасти платные загородные дороги, например, трасса Омск – Тюмень, которая сейчас преобразуется в 1-ю техническую категорию дороги. Я бы поставил турникеты и сделал ее платной.
Анна Акелькина
Фото depositphotos.com (1), предоставлено СибАДИ