Дороги и транспорт «Всех будут возить эти лоховозы» (фоторепортаж)

«Всех будут возить эти лоховозы» (фоторепортаж)

Маршрутчики обозвали автобусы «лоховозами», а корреспонденты НГС посмотрели в каком состоянии находятся их «ГАЗели»

В Омске спустя полгода после повышения стоимости билетов на автобусы и троллейбусы подорожал проезд в маршрутках. Теперь поездка в маршрутке обойдется омичам в 20 руб. Водители «ГАЗелей» все как один против очередного повышения. Они уверены: начнется отток пассажиров, а «хозяева» поднимут план по перевозкам. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились к «месту отстоя» маршруток на ж/д вокзале, узнали мнение водителей «ГАЗелей» и их пассажиров и заглянули в салоны новых и «убитых» микроавтобусов.

Справка: Лоховоз — общественный транспорт, синоним слова автобус, троллейбус (dic.academic.ru). Слово было популярно в России в начале 90-х годов XX века.

С 1 октября в Омске стоимость проезда в маршрутках выросла до 20 руб. Накануне, 30 сентября, у одного из крупнейших перевозчиков города Владимира Геворгяна взорвали автомобиль Mercedes-Benz. Возможно, совпадение этих двух событий неслучайно.
С переходом на 20-рублевый тариф водителям удобнее рассчитывать пассажиров, а омичи, сидящие за спиной водителя, не будут бесконечно передавать сдачу по 2 руб. Места для передачи сдачи традиционно считаются «почетными»: наверное, поэтому страдают больше всех в салоне. Водителю маршрутки № 335 Максиму стыдно за порванные сиденья: он просит корреспондентов НГС.НОВОСТИ не снимать их.
На месте отстоя (из сленга «газелистов» — стоянка маршруток, не путать с конечной остановкой. — И.А.) на привокзальной площади водители «ГАЗелей» обсуждают общие проблемы: после повышения проезда владельцы микроавтобусов хотят повысить план газелистам. Сами водители «ГАЗелей» все как один заявили: они против тарифа в 20 руб.
Бывший военный, а ныне — водитель синего «Форда» маршрута № 215 Олег поддерживает большинство коллег. «Из-за повышения народ сразу «спадет», — рассказывает Олег, — 18 руб. вполне хватало: я работаю сам на себя, автобус взял в кредит за 1,5 млн год назад и уже почти рассчитался».
«Газелисты» с разных маршрутов рассказали корреспондентам НГС.НОВОСТИ: салоны маршруток после начала дачного сезона и отмены ряда дачных автобусов пополнились пенсионерами. Теперь они выберут автобусы по 18 руб. — уверены маршрутчики. «Мы готовы работать с льготниками, дайте нам только этот аппарат, который считывает проездные», — возмущается водитель маршрута № 54 Федор: у него была своя «ГАЗель», но пришлось уйти — «задавили транспортники своими проверками».
Разбитые желтые «ГАЗели» все так же манят омичей, которые уже привыкли к грязи в салонах, курящим водителям и окнам, заклеенным рекламой «ипотеки даже для судимых». «Люди привыкнут и к 20 руб., раньше же тоже поднимали цены — и ничего, все ездят. Для нас, водителей, ничего не изменится, больше проблем: поднимают план до 2800–3000 руб. за день», — говорит Сергей, водитель маршрута № 163к.
«Теперь все побегут за автобусами, — пессимистично заявляет водитель маршрута № 307 Александр, поедая борщ из банки, — выручка не прибавится. Я помню еще те времена, когда возили за 11 руб., — тогда было кого возить. А теперь… очереди на маршрутку — это уже анекдот». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ убедились: в обед в будний день у ж/д вокзала было пустынно, и только в выходные около 18 часов вечера пассажиры штурмовали маршрутку № 374 до левобережья.
Водитель маршрутки № 335 Евгений подбадривает коллег по цеху и уверен, что выручка «значительно вырастет». «Конкуренция большая, и ничего — все зарабатывают. Я работаю с обеда и до полуночи, — делится Евгений. — Сейчас можно будет купить новый «Форд», там пассажирам будет удобно ездить, особенно зимой: все мерзнут, лезут в салон «газельки» стоя, я иногда даже денег не беру с них в мороз. Людей жалко».
Обновить автопарк за последний год решились многие перевозчики. По словам водителей «ГАЗелей», пересевших на «Форды» и «Пежо», повысив тариф, их владельцы пытаются перекрыть затраты на покупку автопарка: многие взяли транспорт в кредит. Получается, что комфорт пассажиров — дело самих пассажиров: теперь за поездку в новых чистых автобусах с телевизорами и иногда Wi-Fi придется платить 20 руб.
Водители маршрутов № 30 и 5 радушно пригласили корреспондентов НГС.НОВОСТИ в салон высоких украинских микроавтобусов «Рута», собранных на базе «ГАЗели». В них маршрутчики возят пассажиров, не снимая целлофана с сидений: берегут новый транспорт.
Новые «Руты» с виду напоминают грузовую «ГАЗель».«Посмотрите, как красиво, и печки есть, тепло — нахваливали свои микроавтобусы водители. — Повышение цен нас не коснется: мы и сейчас возим по 16 руб., у нас короткие маршруты, всего 6–7 км». По их словам, часто в салон «Руты» врываются пенсионерки с проездными, путая непривычно большую маршрутку с автобусом.
Иногда интерьер этих больших и всего лишь на 19 мест «ГАЗелей» напоминает о лихих 90-х: ковровые сиденья-диваны и портьеры на окнах создают уют. Несмотря на провинциальность, большие «газельки» вполне могут конкурировать с новыми «Фордами». Но многие газелисты говорят, что обновление автопарка вынудило хозяев этих автобусов сесть за руль: иначе прибыли не будет.
На некоторых маршрутках № 354 еще сохранилась надпись «проезд 13 рублей»: когда было 18 руб., дорисовывали маркером. «Загадили все маршруты, многие как попало ездят, — возмутился водитель «ГАЗели» № 354 Юрий и закурил. — Я согласен работать, когда «уравниловка» и для автобусов, и для нас — одна цена. А сейчас днем гоняю порожняк — в салоне по 5–7 человек, только в час пик полный салон. Теперь всех будут возить эти лоховозы (автобусы. — И.А.)».
На маршруте «Ш» водители спокойны: у них короткий маршрут протяженностью 12 км и проезд по 18 руб. Салоны в этих желтых «газельках» с ободранной тонировкой на окнах стали омичам уже родными, но все еще могут порадовать необычным дизайном сидений. Как признались маршрутчики, «газельки» после покупки новых «Фордов» и «Пежо» перевозчики никуда не сдают, а используют «для подстраховки».
Из-за такой «подстраховки» никто не знает, сколько в городе на самом деле «ГАЗелей»: по разным данным, числится от 3000 до 5000 машин. Износ большинства из них очевиден, а в поездке часто создается впечатление, что дребезжащая «ГАЗель» вот-вот рассыплется. Но в таких «газельках» ездить не скучно: можно наслаждаться чтением рекламы и указаний от водителя («По телефону не разговаривать», «Дверью не хлопать»).
Повышение проезда сильно ударит по кошельку студентов. Анна, студентка ОмГАУ (слева), купила проездной и ездит на автобусе № 51 из Амурского поселка, но и от маршруток не отказывается: «Автобусы не всегда вовремя приезжают, и в пробках в них долго». Кристина, студентка ОмГМА (справа), шокирована ценой в 20 руб.: «Приходится ездить по всему городу — пары в разных корпусах».
Юрист Станислав из городка Нефтяников утверждает, что готов отдавать за новые комфортные автобусы даже 20 руб. «Я сильно на дорогу не трачусь, езжу только до работы и обратно домой. Спасибо хоть на 2 руб. подняли, не больше», — говорит постоянный пассажир маршруток № 215 и 375.
Вот салон типичной омской маршрутки. Уютные кабины «ГАЗелей», куда каждый пассажир мечтает попасть с утра (там работает печка), часто встречают омичей порванными сиденьями и веревочками: дергая за приспособление, водители решают, кому открыть дверь. Теперь омичи вынуждены платить на 2 руб. больше даже за такой «комфорт» или просто возможность уехать на работу и домой.
Ирина Акишева

Фото Ивана Рейзвих
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства