Город каждый день задыхается в пробках. Несмотря на то что Омск — не Москва, проблема дорожных заторов здесь тоже актуальна. Что делать в ситуации нищего омского бюджета, как бороться с пробками в городе, где нет метро, и какие вопросы нужно решать в первую очередь, мы спросили у экспертов. О том, что нужно сделать, чтобы омичи забыли о пробках — в материале НГС.НОВОСТИ.
В конце июня на трех участках проспекта Карла Маркса — остановках «Дом печати», «Голубой огонек» и «Пл. Ленина» — по направлению к ж/д вокзалу департамент транспорта ввел выделенные полосы для общественного транспорта.
В дептранспорта не отрицают тот факт, что выделенные полосы могут создавать заторы на дорогах. Но все же «выделенки» косвенно, в комплексе других мер, призваны помочь избавить Омск от пробок. «Удобство одного человека в легковом автомобиле не стоит неудобств 60–80 человек, томящихся в пробке в автобусе», — поясняет начальник отдела организации и БДД департамента транспорта Вадим Кормилец.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ решила поинтересоваться у экспертов и узнать, какими реальными способами, кроме метро, можно разгрузить омские дороги. По мнению экспертов, для того чтобы омичи забыли о пробках, нужно:
Способ 1: достроить метромост, построить новые дороги и реконструировать старые
«Этот метод довольно затратный, но действенный», — сразу же оговаривается депутат горсовета и член профильного комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Александр Иванов. — Городу это действительно нужно. Надо строить [подземные] пешеходные переходы, виадуки».
Этого же мнения придерживается доцент кафедры организации безопасности движения СибАДИ Станислав Капралов. «Центральные дороги уже исчерпали свою пропускную способность. Нужно на пересечении улиц в центре города строить развязки, расширять магистрали, как это сейчас делается на ул. 24-й Северной», — говорит он. По словам Капралова, нужно достроить метромост, который первоначально «должен был спускаться не на Герцена, а на ул. Гагарина, и на левобережье — через ул. 70 лет Октября на ул. Конева».
Способ 2: отключить светофоры
Но сделать это нужно не повсеместно, а лишь на некоторых перекрестках города, говорит омский блогер Игорь Федоров. «В Омске точно имеется самый простой и дешевый способ решения дорожных проблем — отключение светофора. Ряд светофоров можно просто отключить, их бесполезно регулировать. Их включают и создаются пробки. Помню, не работал какое-то время светофор на Булатова – Герцена — и вечная пробка по Герцена исчезала на глазах! Включали светофор — и опять амба», — считает Федоров.
Способ 3: запретить повороты налево
Об этой системе говорили сразу несколько экспертов. По мнению Вадима Кормильца, левые повороты нужно запретить, так как этот маневр является опасным и часто задерживает движение на полосе.
«Водитель встает, включает левый поворотник и пропускает встречный транспорт. До тех пор, пока он его не выполнит, эта полоса исключена из прямого транзита, все будут стоять», — считает транспортник.
Депутат горсовета Антон Берендеев напоминает о том, что проект о запрещении левых поворотов рассматривается на уровне Госдумы РФ: «Сначала было неприятно, когда отменили левый поворот с ул. 70 лет Октября на ул. Конева, но потом все заметили, что это увеличило пропускную способность дороги».
Способ 4: внедрить интеллектуальную систему управления светофорами
Депутат Берендеев также предлагает регулировать работу светофоров онлайн. По его словам, такая система работает в крупных мегаполисах мира, например в Шанхае. В Омске же это внедрить вполне реально, но «дороговато».
Способ 5: обучить автолюбителей культуре вождения
Ученые СибАДИ уверены — отсутствие взаимопонимания между водителями также ведет к образованию заторов. Виноваты автошколы, которые не учат водителей правилам этики на дороге, которых нет в своде ПДД, — языку жестов и подмигиваний «поворотниками».
«Сохраняется проблема низкого качества подготовки водителей, их неумения взаимодействовать с другими участниками движения», — отмечает завкафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ Юрий Рябоконь. По мнению ученого, на экзаменах в автошколах и ГИБДД в комиссии должны участвовать сторонние наблюдатели — эксперты и даже журналисты. А на улицах должна появиться социальная реклама о культуре вождения.
Способ 6: запретить парковки вдоль дорог, построить бесплатные стоянки в центре
В ГИБДД считают, что проблему пробок решат бесплатные стоянки большой вместимости для «временного хранения» авто у крупных торговых центров и учреждений, рядом с основными магистралями. Нужно запретить размещать в центре города «крупные объекты притяжения граждан и офисных зданий» вблизи остановок и перекрестков, чтобы бороться со стихийными парковками.
Эксперты предполагают, что дороги Омска поможет разгрузить запрет парковок вдоль дорог в центре города. Блогер Игорь Федоров вдобавок предлагает повысить стоимость владения автомобилем.
Способ 7: сократить число маршруток в 3 раза
По мнению представителя департамента транспорта Вадима Кормильца, нужно сокращать количество «ГАЗелей» в соотношении 1:3 за счет автобусов большой вместимости, так называемых «автобусов-коротышей» вместимостью от 60 до 100 человек. Маршрутки часто нарушают ПДД, создавая аварийные ситуации на дорогах, часто из-за маневрирования «ГАЗелей» скапливаются пробки.
Ирина Акишева
Фото Ивана Рейзвих