Тревожное настоящее для многих становится поводом окунуться в прошлое и найти там много интересного. Плащи-болоньи, мини-юбки, прически «бабетта», капроновые чулки и туфли-лодочки — все эти вещи были символами шестидесятых. Мы изучили архивные фотоснимки омичей того времени вместе с доцентом института дизайна ОмГТУ, историком моды Юлией Герасимовой и выяснили, какие тренды этой эпохи сквозь пресловутый железный занавес пробрались в Омск с Запада.
Итак, пристегивайте ремни! Машина времени мчит нас в шестидесятые — времена хрущевской «оттепели», покорения космоса и больших надежд.
Шуба из «оттепели»
Снимок, на котором несколько человек позируют возле фонтана «Изобилие», сделан весной 1961 года. До полета в космос Юрия Гагарина либо остаются считанные дни, либо он уже свершился. Осенью состоится XXII съезд КПСС, на котором Никита Хрущев пообещает, что к 1980 году в СССР построят коммунизм. Советские люди лучатся оптимизмом — как и герои этого снимка.
Эксперт моды Юлия Герасимова отмечает, что позирующие на фотографии мужчины и женщины одеты скорее в стиле пятидесятых, нежели шестидесятых. И это понятно — десятилетие только начинается. Особенно выделяется на этом снимке женщина в шубе.
— На этой фотографии мы видим явно образованных и, скорее всего, довольно состоятельных людей, — комментирует историк моды. — У меня даже складывается впечатление, что не все они являются омичами. Судя по всему, снимок был сделан в межсезонье: зима уже закончилась, сошел снег, но эта прекрасная дама, желая выглядеть на фотографии более элегантно, предпочла остаться в зиме и надела манто. Правда, ее головной убор сложно отнести к шестидесятым — это стиль пятидесятых, хотя, возможно, сшит он был и недавно. Вторая дама — в твидовом пальто и платке выглядит очень модно для того времени. Видно, что она тщательно подбирала эти перчатки — они довольно качественные. Пальто на ней очень хорошо сидит.
Впечатление от мужчин — немножко другое.
— Если женщины стараются быть более модными, то мужчина слева словно остался в прошлом десятилетии — даже где-то в его начале, — продолжает Юлия Герасимова. — На нем пальто с очень широкими плечами, как это было свойственно моде сороковых годов, довольно широкие и бесформенные брюки. Тем не менее мужчина выглядит элегантно, как городской житель: на нем шарф и шляпа. Мужчина, стоящий между девочкой и женщиной в платке, выглядит более модно — на нем шляпа с заломленными краями. Я предполагаю, что он является мужем дамы в мехах. Очень интересен образ девочки. Если взрослые дамы явно озабочены модой, то ребенок просто одет. Пальто на девочке явно перешито из другого — вид у него довольно поношенный. На девочке варежки, которые скорее всего были связаны вручную, плотные чулки или колготки — это, конечно, не про моду, а про комфорт и практичность, что в общем-то вполне нормально для детской одежды первого начала шестидесятых.
Отбросим шляпы
Эта фотография датируется началом шестидесятых. Владелец архива предполагает, что она была сделана в 1961 или в 1962 году. Две женщины средних лет позируют на перекрестке Нефтезаводской улицы и проспекта Мира. За их спинами — еще совсем молодой на тот момент городок Нефтяников. Обе женщины одеты в платья, но разные по стилю. Если дама в шляпке все еще следует трендам прошлого десятилетия, то ее подруга выглядит более современно.
— Эти дамы тоже находятся на границе моды между пятидесятыми и шестидесятыми годами. Ведь если говорить о международной моде, то Советский Союз в начале шестидесятых от нее изрядно отстает. Такие платья с покатыми плечами очень мягкого и элегантного силуэта в Европе были бы отнесены к пятидесятым годам. Посмотрите, какой ансамбль составила дама слева: она подобрала к платью шляпку. Такая завершенность ансамбля не очень свойственна шестидесятым, которые позволяли больший простор для экспериментов, нежели пятидесятые. Дама справа это уже осознала: на ней спортивное платье и в аксессуарах она не нуждается. А женщина слева пока следует традиционным представлениям о костюме, когда к платью непременно нужно подобрать сумочку и шляпку, — отмечает Юлия Герасимова.
Омичи на первомайской демонстрации
Первомайская демонстрация — неотъемлемая часть жизни советского трудящегося. На снимке — центральная часть города и весна 1962 года. Четверо омичей в пальто позируют на фоне дома со шпилем на перекрестке проспекта Карла Маркса и улицы Масленникова (его построили про проекту архитектора Олега Либготта в начале 50-х годов для руководящих работников). По видимому, позирующие являются коллегами.
Историк моды Юлия Герасимова обратила внимание на длину пальто омичей из прошлого. Она, как и силуэт их верхней одежды, немного старомодна для того времени.
— Судя по всему, это первомайская демонстрация. И здесь совершенно очевидно, что модные тренды шестидесятых в Омск еще не пришли. Безусловно, мы видим качественно, добротно и элегантно одетых людей. Одежда у них не старая, но при этом для ее пошива использованы лекала практически из сороковых годов. Такие двубортные пальто с очень широкими плечами в шестидесятых уже почти не носили. Длина пальто дамы слева тоже ближе к сороковым, а у остальных позирующих пальто классической «диоровской» длины — до середины икры. Мужской костюм тоже отличается массивностью и широкими плечами, хотя пальто у этого господина очень интересное: с красивыми петлицами. Вообще вещи на всех этих людях выглядят качественно и интересно, но к моде шестидесятых их отнести сложно. Хотя, если мы обратим внимание на форму школьницы, которая стоит чуть подальше, в колонне, то убедимся в том, что на снимке — шестидесятые годы, — считает Юлия Герасимова.
Дама на балконе
Эта фотография сделана на балконе жилого дома на Тимуровском проезде. Кстати, автор акцентирует внимание на том, что за спиной женщины видно городскую железнодорожную ветку.
Историк моды Юлия Герасимова отмечает, что стиль одежды этой женщины тоже сложно отнести к шестидесятым. Омичка тяготеет к трендам, которые уже отгремели в прошлом десятилетии.
— Если бы это была не омская, а иностранная фотография, то ее можно было бы четко датировать пятидесятыми годами. Такая контрукция одежды с очень мягким покатым плечом, форма бюста, обработка воротничка и даже прическа характерны для стиля «new look» (элегантный и женственный стиль, предложенный модельером Кристианом Диором после Второй мировой войны. Был популярен и в СССР. — Прим. ред.). Но для Омска такое запаздывание было нормальным, — отмечает Юлия Герасимова.
Модницы в центре
Фотография с тремя девушками, прогуливающимися по центру Омска, была сделана 61 год назад — судя по цветущим деревьям за их спинами, у них тоже вторая половина мая. Сзади виднеется сталинка на Маркса 10, которая была посроена уже после смерти Иосифа Виссарионовича и издания знаменитого постановления о борьбе с архитектурными излишествами — в 1958 году, но его фасад говорит о принадлежности к той эпохе — он украшен колоннами и декоративными карнизами.
Но вернемся к нарядам девушек. По мнению Юлии Герасимовой, все трое одеты по моде. На омичках юбки выше колена — еще не той экстремально короткой длины, от которой весь мир сошел с ума в конце десятилетия, но уже довольно дерзкой для того времени.
— А на этом снимке можно заметить, что мода шестидесятых наконец воцарилась на улицах Омска. Мы видим очень смелые для того времени длины — выше колена, а это в общем-то прямая дорога к мини. Мы видим мягкие и свободные плечевые пояса. На девушках однотипные плащи: возможно они покупали их вместе. На даме слева можно заметить еще одну очень характерную для того времени вещь — трикотажный жакет. Скорее всего, это индийское изделие — такие жакеты в те времена в Омск периодически завозили. Они были довольно качественными, теплыми и хорошо сохраняли форму. Вообще одежда на девушках производит впечатление импортной. Обувь тоже достаточно актуальная — узенькие лодочки, которые носили в конце пятидесятых-начале шестидесятых. Косыночки помогали спасти от ветра модные прически с высоким начесом. Стоит отдельно обратить внимание на ноги девушек — они в капроновых чулках. Вероятно, это импортые чулки. Девушки явно нарядились для какого-то праздничного меропрития, — считает Юлия Герасимова.
Мини-платье и мини-фата
В свадебной моде 60-х годов доминировала тенденция на мини-платья. Маленькой должна была быть и фата, а завершали образ лакированные белые туфли. Достать обувь подходящего размера удавалось не всем. Иногда девушкам приходилось подкладывать в туфли вату.
Эта фотография была сделана в 1965 году на фоне Дома бракосочетания на Ленинградской площади (его кстати, открыли годом ранее — в 1964 году, и первыми брак зарегистрировали сотрудники треста «Омсктрансстрой», который и возводил это здание).
— На снимке можно заметить адаптированные под реалии Советского Союза и, в частности, Омска, тренды шестидесятых годов. Невеста, наверное, хотела бы платье покороче, но это, вероятно, максимально короткая длина платья, которое можно было найти в Омске в вечернем варианте. У всех молодых женщин и девушек платья такой же длины. Конечно, это не то самое мини, которое прославило шестидесятые, но официальное мероприятие требует более консервативной одежды. Не все молодые люди на снимке смогли соответствовать элегантному дресс-коду: все-таки на торжественное мероприятие полагается надевать и пиджак, и галстук, но молодой человек справа обошелся джемпером. На мужчинах можно заметить укороченные по моде брюки и узкие галстуки, а вот обувь не совсем соответствует верху: в Советском Союзе с ней тогда были серьезные проблемы, — комментирует Юлия Герасимова.
Дочки-матери
Эта теплая и радостная фотография была сделана в 1965 году. Пять омичек, как совсем юных, так и пожилых, задорно хохочут, сидя на скамейке на Иртышской набережной. При этом, по мнению Юлии Герасимовой, их наряды — вне времени. Однако у одной из героинь снимка все-таки имеется очень модная сумка.
— Здесь мы видим три поколения омских женщин: бабушек, маму и девочек. При этом, их платья удивительно похожи: они сшиты из легких хлопчатобумажных тканей в цветочек. Такие платья женщины могли бы носить и в тридцатые, и в сороковые, и в пятидесятые. Здесь нет каких-то остроактуальных трендов. Однако на девушке, которая сидит на скамейке слева, платье короче, чем у других, и у него более четкая форма. К тому же на платье спортивный воротничок — так что оно все-таки в стиле шестидесятых. У девушки, которая сидит посередине, — актуальная сумка. Конечно, к таким платьям лучше надевать более светлую обувь, но эти дамы довольствуются тем, что у них есть, — отмечает Юлия Герасимова.
Кстати, именно в 1965 году Международный женский день в СССР стал нерабочим. А еще Алексей Леонов впервые в истории человечества вышел в открытый космос.
Блондинка с «улеем»
В середине шестидесятых модницы всего мира носили прическу, которую в народе прозвали «пчелиный улей» — высокий пучок, на формирование которого порой уходили целые часы. Историк моды Юлия Герасимова считает, что блондинка, позирующая в парке 30-летия ВЛСКМ, выглядит очень модно для того времени.
— Очевидно, во второй половине шестидесятых Омск наконец вписался в модные тренды того времени благодаря появлению импортных тканей, контактам между социалистическими странами и появлению в журналах иллюстраций с модной одеждой. Лекала и выкройки, которые публиковались в таких журналах, становятся частью жизни женщин, которые интересуются модой. На снимке мы видим минималистичные платья, которые очень характерны для моды того времени, компактные сумки. На блондинке — удивительная авангардная прическа с начесом, здесь явно поработала рука парикмахера. Кроме того, на ее лице достаточно интенсивный макияж — густо накрашенные ресницы, светлая, возможно, перламутровая помада. Такой макияж был очень моден в то время. А вот часы на руке ее подруги — родом из пятидесятых. Еще одна интересная деталь — на этой фотографии мы видим, что появились тенденции в детской одежде. Рубашки на этих мальчиках явно новые — они имеют четкую форму и соответствуют размерам этих мальчиков.
Знаменитый плащ-болонья
Плащи-болоньи были настоящим хитом шестидесятых и до сих пор считаются символом того времени. На своей родине — в Италии синтетическая ткань под названием болонья в основном использовалась для пошива рабочей одежды, а в Советском Союзе из нее шили плащи. На снимке 1966 года молодые люди шагают по центру города в одежде из невероятно модных на тот момент синтетических тканей.
— Здесь мы видим, как мода шестидесятых вписалась в более жесткие моральные условия Советского Союза. На Западе уже вовсю носят мини-юбки, но к нам они придут позже — в семидесятых. На девушках мини с открытым коленом. Но мы видим четкие формы, актуальные материалы того времени. Вещи на этих молодых людях, скорее всего, импортные или сшиты на заказ. Мы видим красивую динамику этой одежды и совершенно новую пластику молодых людей, которые уже не отслеживают каждый свой жест, как элегантные дамы пятидесятых годов, а двигаются легко и непринужденно — и этому способствует и современная одежда. Блузка девушки справа скорее из пятидесятых — покатые плечи и мягкость к 1966 году уже морально устарели. Молодые люди выглядят очень актуально — на них нет строгих галстуков. Скорее всего эти брюки не достались с чужого бедра. Минимализм, чистота и простота и логичность моды шестидесятых здесь чувствуется. Эти молодые люди, хоть и ограничены в своих возможностях, находятся в контексте моды. Как раз в эти годы в СССР появились новые ткани — на девушке серый плащ из ткани болонья, которую пропитывали составом, не пропускающим воду. Это выглядело очень футуристично для того времени и у всех молодых людей того времени были такие плащи, — рассказывает Юлия Герасимова.
Загорающие на Куйбышевском пляже
На снимке, датируемом 1968 годом, запечатлен жаркий летний день. В кадр попало здание речного вокзала, которое построили четырьмя годами ранее. Внутри здания — знаменитый ресторан «Маяк» и гостиница.
Лайкру — быстросохнущую ткань, из которой до сих пор шьются купальники, к тому моменту, когда была сделана эта фотография, уже изобрели (это произошло еще в 1958 году), но в СССР она появится только в семидесятых. Модницы того времени уже уже вовсю носят бикини, но зачастую шьют их сами из простых и доступных тканей. Кстати, именно в 1968 году на экраны выходит фильм «Бриллиантовая рука», в котором героиня Светланы Светличной появляется в бикини изумрудного цвета.
— Трикотажных купальных костюмов для женщин в том время практически не было. Купальники этих женщин сшиты из ситца. Если хорошо приглядеться, то можно заметить, что они не облегают фигуру — у дамы слева в купальник вшиты резиночки, чтобы придать хлопчатобумажной ткани форму, а вторая дама обошлась без них. А вот на стоящей спиной к фотографу женщине скорее всего трикотажный купальник. Еще одна любопытная деталь: несмотря на то, что женщины находятся на пляже, у многих на голове довольно сложные укладки. Очень интересны мужские пляжные костюмы: на ком-то трикотажные плавки — пока без стрейча, а кто-то загорает в трусах, которые напоминают семейные. В это время мужчины еще не заморачивались какой-то особой купальной одеждой. Еще мы видим группу людей в прямых брюках и белых рубашках — характерная для того времени мужская летняя одежда. Сейчас бы эти мужчины наверняка сменили брюки на шорты. Пляжная обувь отсутствует — все люди загорают босиком. Тогда уже появились вьетнамки, но советские люди не сочли их достаточно удобными, — поясняет Юлия Герасимова.
И снова демонстрация
На этом снимке — снова 1968 год. Участники первомайской демонстрации стоят на перекрестке улиц Герцена и Яковлева. Историк моды отмечает, что актуальными для моды того времени на этом снимке являются только прически.
— Все таки верхняя одежда — довольна затратная статья расходов, поэтому в Советском Союзе никто не менял пальто каждый год. Вещи служили людям долго — пока не сносятся. Вероятно по этой причине люди на этой фотографии одеты так, словно на дворе совсем не 1968 год. Пальто на мужчине, судя по выношенной петле, использовалось очень много лет. А вот перчатки он надел новые. Обратите внимание, дамы на этом снимке сделали очень модные в то время прически — у них на головах знаменитые «халы». Обладательницы густой шевелюры делали такие прически из своих волос, а девушки с менее густыми волосами использовали шиньоны. Возможно, женщины на этом снимке специально посетили перед демонстрацией парикмахерскую, чтобы выглядеть нарядно. Очевидно, что на улице еще прохладно — люди на снимках в пальто и головных уборах, но обувь на них почти летняя. Все потому что им хочется быть нарядными на фотографиях, а красивых вариантов теплой обуви нет. На многих участниках демонстрации берет, который к тому времени остается любимым головным убором советских людей на протяжении нескольких десятилетий. Компактный и легкий берет очень долго не сдавал своих позиций в советской моде. На мужчине слева интересная шляпа с маленькими полями. Это уже не классическая «федора», которую мы видели на снимке 1961 года, а более современная модель, — поясняет Юлия Герасимова.
Кстати, именно в шестидесятых годах зародился архитектурный стиль, который позже назовут «советским модернизмом». У нас есть целый цикл статей, посвященных омским зданиям, спроектированным в этом стиле. А если вам более интересна тема одежды, то обязательно пройдите наш тест о моде недавнего прошлого.