1930-е годы. Сибирячки полюбили громоздкие пальто с высокими меховыми воротниками. Пальто шили из толстых шерстяных тканей — например из драпа, — а внутри утепляли стёганым ватином, рассказывает сотрудник Музея Новосибирска Ирина Хлебникова. Меховые воротники были нарочито объёмными, а головные уборы — изящными: береты, маленькие шляпки, вязаные шапочки. Шляпы декорировались лентами, цветами, перьями.
Фотография этой молодой горожанки сделана в 1957 году, рассказывает сотрудник Музея Новосибирска Ирина Хлебникова. Тогда у девушек были популярны демисезонные пальто из плотного драпа — а на шею они повязывали тонкий шерстяной платок.
«На голове принято было носить формованные фетровые шляпки. Особенно популярными были асимметричные шляпы с цветком на боку или сзади. Лоб оставался открытым, волосы носили средней длины, они завивались и укладывались назад с использованием заколок и невидимок. Из косметики пользовались всего лишь карандашом для бровей и помадой», — говорит Ирина Хлебникова.
Первомайская демонстрация 1954 года: лёгкие демисезонные пальто, как правило, из драпа. Длина пальто — строго ниже колен. Сотрудник музея напоминает, что тогда на голове часто носили платки и нарядные косынки, а на ногах — телесного цвета чулки и кожаные туфли на широком устойчивом каблуке.
На прекрасной девушке Екатерине — ретронакидка из каракуля с воротником из норки, 50-х годов.
«Куплена в секонд-хенде, жаль, что такие перестали привозить в Новосибирск, да и вообще — их всё меньше и меньше в природе. Но она может дополнить любой образ, сделать его очень элегантным и задать ретро-тему. Дополнен наряд длинными чёрными перчатками и шляпкой-ракушкой 50-х годов с вуалью», — поясняет руководитель Интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Близнюк (Безносова).
Ещё один пример лёгкой шубки 50-х годов из каракуля, с отделкой из чернобурки и крупными пуговицами в виде брошей, куплена на знаменитом блошином рынке на Удельной в Питере, отмечает Анастасия Близнюк. Обе шляпки — с родными вуалями.
В руках у модели слева сумочка из тех же 50-х, индийская с вышивкой — по мнению руководителя музея, такая совершенно не теряет актуальности и сейчас.
«У Жени (справа. — М.М.) в руках сумочка довоенного времени, принадлежала двоюродной племяннице философа Павла Флоренского, москвичке Вере Флоренской. Передана в коллекцию Интегрального музея правнучкой Александрой Коростышевской, моей подругой, доктором наук из Международного томографического центра СО РАН», — говорит Анастасия.
Архивный снимок 1952 года. Ирина Хлебникова рассказывает, что в более тёплую весеннюю погоду новосибирские женщины носили однотонные плащи на подкладе из саржи или шёлка.
«Цветовая гамма плащей была достаточно сдержанной, выделяться было не принято. Особенно популярными цветами были песочный, все оттенки серого, жемчужный. Длина — строго ниже колен, ближе к середине икр», — поясняет сотрудница Музея Новосибирска.
Здесь всё просто — модель Мария в яркой красной шляпке сложного дизайна 50-х годов.
На девушке в центре — шерстяное платье конца 50-х годов в узнаваемом стиле new look с расклешённой юбкой, который придумал Кристиан Диор, напоминает Анастасия Близнюк.
«В этом платье в 1961 году, закончив Ленинградский университет, приехала моя мама, Светлана Павловна Рожнова, ныне — научный сотрудник Института филологии, лауреат государственной премии. В руках у Маши — комплект выпускницы ЛГУ, мамины перчатки и клатч.
<…> Надо заметить, что все платья прошлого, которые я храню в коллекции, имеют очень сложный крой и отделку. При дефиците ткани юбки были широкими, уходила ткань на защипы, кокетки, подкройные детали, часто они собирались из остатков ткани и сшивались по возможности, так получалось. Швы могли быть в очень странном месте. Но удивительно то, что вот это зелёное платье идеально сидит на любой фигуре, специалисты говорят, что оно было сшито очень умелой портнихой и имеет удивительную пластику», — рассказывает Анастасия.
Учительница Мария Михайловна Курилова, 1945 год. На ней типичный шерстяной костюм 40-х годов с расширенными плечами и юбкой со складкой.
«У меня есть такой же образ в стиле 40-х, который легко стилизовать из классического делового современного костюма, дополнив беретом или шляпкой сложной конструкции», — пояснила руководитель Интегрального музея.
Студентки Ленинградского университета, фото подписано «Мечтатели», 1957 год. На Римме и Эмме драповые пальто свободного силуэта.
На Иване — габардиновый плащ 50-х китайского производства «Дружбы».
«Очень модный в то время. Но и сейчас молодые люди в уютном свитере мягкой вязки с горлом в стиле Хэмингуэя, чей портрет висел во всех квартирах, и шляпе могут выглядеть актуально и ярко. На Ире — светлый плащ отечественного пошива с яркой клетчатой подкладкой, скорее всего, такие плащи продавались в Торговом центре Академгородка», — рассказывает Анастасия Близнюк.
Эта лучезарная девушка — кандидат математических наук Римма Звягина. «Модные в эпоху оттепели клетчатые рубашки, походы компаниями в лес с палатками и песнями бардов у костра, темные стильные очки — эти луки не выходят из моды, а ночёвки в лесу заменили выездами на пикники на дачи. Клетчатые рубашки же представлены во всех молодёжных коллекциях», — продолжает эксперт из Интегрального музея.
По словам Анастасии Близнюк, в 70-е тёмные очки заметно увеличились в размерах и стали обязательным аксессуаром для весны и лета.
«Поэтому цветными очками мы дополнили образы наших моделей прошедшего в Академгородке молодёжного “Интеграл-феста”, где изучали социальную историю городка науки и демонстрировали наряды прошлого. Клетчатое расклешённое пальто в зелёную клетку куплено в самом конце 70-х в Москве, а джинсовый плащ с характерными для 70-х длинными и острыми лацканами сшит Новосибирским домом моделей и был найден выброшенным, однако сохранился как новенький», — отметила она.
Душевная фотография сделана в 1960-х практически на том же месте в Академгородке — хотя кажется, что эти модники вполне органично смотрелись бы в современных fashion-блогах Instagram.
На Маргарите — комбинезон 80-х годов с широкими брюками из лёгкой струящейся ткани, который создает иллюзию длинной юбки, но при движении выглядит оригинальней.
По словам Близнюк, лёгкое шерстяное пальто А-образного силуэта в стиле 60-х стоило «очень дёшево». Его удалось купить на распродаже в секонд-хенде совсем недавно. Ретрошляпа из соломки с шелковым бантом — скорее, из 50-х.
«Я готова проводить экскурсии и шопинг-классы по этим замечательным местам, где можно найти много интересных вещей, это как сундук с сокровищами — никогда не знаешь, что попадётся и для чего пригодится, но там всегда очень много оригинальных и необычных нарядов», — обещает руководитель музея в Академгородке.
Анастасия добавляет — мода циклична и на изломе веков повторяется, так что многие из этих нарядов уже скоро могут вернуться в списки самых желанных вещей для новосибирских модниц.
Читайте также:
Красавицы на века: невероятные истории и фотографии самых красивых женщин Новосибирска всех времён — мужчины умирали, не смея до них дотронуться.
В нашем Instagram уже больше 29 тысяч подписчиков. Подпишитесь и вы на самые крутые кадры наших фотографов.
Мария Морсина
Фото предоставлены Анастасией Близнюк, Ириной Хлебниковой, Музеем Новосибирска, Марией Костюк (instagram.com/kostyuk_photo)