В начале недели в Омск приехал Пётр Ян — чемпион в легчайшем весе федерации смешанных единоборств UFC. 12 июля в Абу-Даби состоялся 251-й турнир бойцовской организации UFC. В титульном бою легчайшего веса Пётр Ян встречался с легендой ММА, бразильцем Жозе Альдо и одержал победу техническим нокаутом. Для россиянина эта победа стала 15-й в 16 боях.
В первый день в Омске боец побывал в СибГУФК, выпускником которого является, а вечером встретился со своими болельщиками на площади Ивана Бухгольца возле шара. Второй день он решил посвятить общению с прессой и болельщиками. В здании Омского велотрека боец провёл автограф-сессию, а также фотографировался со всеми желающими, после чего ответил на вопросы собравшихся. На пресс-конференции присутствовал корреспондент NGS55.RU Александр Зубов, который сначала провёл стрим, а затем немного пообщался с чемпионом.
Пётр активно общался с друзьями, знакомыми и болельщиками, но по нему было видно, что он уже устал от внимания и хотел бы отдохнуть. Поток людей к нему не иссякал, все хотели сфотографироваться с русским чемпионом, а некоторые подходили по нескольку раз. Но вот, наконец, нам удалось пообщаться.
— Пётр, ты считаешь Омск родным городом?
— В Омск я приехал в 15 лет. Начал заниматься боксом под руководством своих тренеров Юрия Владимировича, Юрия Васильевича, также поступил в институт, проучился пять лет, а на третьем курсе начал заниматься смешанными единоборствами. Город Омск — это то место, где я осознанно начал заниматься спортом, где прошли мои студенческие, школьные годы. У меня здесь много друзей, товарищей, близких. С этим городом меня будет связывать вся моя жизнь. Всё, что я сейчас имею, я, по сути, получил здесь — в Омске.
«Если ему что-то нравится — он доводит до конца. Если дело ему не по душе, то он этим не будет заниматься. Вот он — Пётр Ян»
— Не считаешь ли ты, что твоя молодость прошла в зале? Не жалеешь об упущенном времени?
— Если честно, я всё успевал: пока кто-то гулял во дворе, я занимался спортом, когда они занимались спортом, я ходил в клуб. А если серьёзно, разумеется, если вы хотите чего-то добиться в спорте, любому делу нужно отдаваться максимально. Всё свое время ты должен быть дисциплинирован, хорошо питаться и учиться, уметь отдыхать. И, конечно же, рядом должны быть наставники, которые в некоторые моменты смогут тебя придержать и скорректировать твой график. Все мы в молодости неудержимы, неуловимы. Хотим всё, везде и сразу, но такого не бывает. Только терпение и труд помогут оказаться там, где вы должны быть.
— Кстати, как было придумано прозвище «No mercy» — «Без пощады»?
— Это было придумано после того, как я начал выступать в единоборствах. Совместно с моими друзьями, командой. Мне начали предлагать весь этот зоопарк — тигры, львы, орлы. Кого только не было. Мне не хотелось повторяться. А это мне показалось чем-то необычным, нестандартным.
— Ты победил легенду смешанных единоборств из Бразилии Жозе Альдо. Вы тренировались с ним в одном зале. Какой момент боя запомнился больше всего?
— Когда он отпинал мне переднюю ногу. Я этот момент на подготовке упустил. Было очень неприятно. Пришлось поменять стойку. Он был к этому не готов. Спасибо школе бокса.
«В ММА можно добивать, а в боксе нельзя. Вот он в ММА и пошёл»
— Тяжело ли из бокса было перейти в смешанные бои?
— Поначалу было очень тяжело. Я два года набирался опыта в любительской лиге. Меня там и бороли, и душили, и что только не делали. Я не сдавался, понимал, что должно пройти время. Нужно набраться опыта в борьбе. Ну и если выступать по любителям, то там нет рекордов, не портится ваша статистика. Нужно чаще выступать на соревнованиях и набираться опыта.
— ММА — это смешанные единоборства, но нужна ли для них какая-то база?
— База, разумеется, необходима. Ты должен от чего-то отталкиваться. Знать, в чём твоя сильная сторона. Присматриваться к ребёнку с детства нужно, заниматься его развитием, понимать, к чему он предрасположен. Всё зависит от родителей, от тренеров. База не то что бы необходима, но она желательна. Когда я пришел в ММА, у меня уже был фундамент — я занимался боксом. Хотя сейчас есть тренировки, где сразу начинают со смешанных единоборств, за границей множество таких школ. С таким бойцом очень неудобно драться, потому что они ведут себя нестандартно, по-своему «кривые» и неудобные. С бойцом, обладающим базой, гораздо удобнее драться, к нему легче подобраться. Нужно не забывать свою сильную сторону. Ты должен быть сильным во всех составляющих, но сильнее в чём-то определённом.
— Тебе предстоит защита пояса с Алджамейном Стерлингом. У него борьба на очень высоком уровне, также он неплохой ударник и в принципе неудобный боец. Как ты будешь к нему готовиться?
— Я буду и бороться, и отрабатывать все навыки. Он повыше немножко, но ему будет больнее падать, когда я его нокаутирую. Парень опасный, разносторонний. Но за все свои бои он ни одного соперника не отправил в нокдаун, нокаут. У него нет точного, сильного удара. Он опасный, корявый. Но я на ментальном уровне чувствую, что я его побью. Хладнокровие и победа.
«Таиланд — это место, где у меня получается готовиться к боям, к победам. Там просто хорошо. Побываете там, всё сами поймёте»
— Сейчас сложная ситуация во всём мире. Границы многих стран закрыты. Где ты планируешь провести подготовку к следующему бою?
— Защита пояса будет проходить в декабре. Если ситуация нормализуется, то будем организовывать выезд. Если нет, то будем готовиться в Екатеринбурге (сейчас Пётр представляет екатеринбургский бойцовский клуб «Архангел Михаил». — Прим. ред.). Сделаем всё, что нужно для подготовки. Поедем и защитим этот пояс.
— Есть ли планы спуститься в наилегчайший вес?
— В наилегчайший вес я спускаться не собираюсь. Я думаю, что тот, кто хочет подраться, он сам придёт ко мне. Возможно, я бы поднялся в весовую категорию в 66 килограмм.
— Как считаешь, у ММА есть шанс стать олимпийским видом спорта?
— Нужно время, нужна история. Видно, как этот спорт развивается, какими скачками он идет. Это нравится людям, это зрелищность, это вызывает огромный интерес. Разные школы единоборств, особенно когда дерутся два разных по стилю бойца. Я думаю, что для этого есть все перспективы, но должно пройти какое-то время.
«Когда нас не будет, останется только то, что мы оставим после себя сами. За этим нужно следить»
— Сейчас набирают популярность различные поп-ММА-организации — «Битва за респект» и «Топ Дог». Как ты относишься к подобному, интересно ли лично тебе такое зрелище и как считаешь, есть ли у них будущее в России?
— Это сложно назвать каким-то серьёзным спортом, каким-то состязанием. Это делается больше ради хайпа. Многим это зрелище нравится. К счастью, пока не было плачевных случаев, но человек, участвующий в подобном, может получить серьёзную травму. Человек должен быть подготовлен к такому.
— У тебя активно ведётся Instagram. Это твоя инициатива или совет менеджеров?
— Полностью моя. Считаю, что бойцу важно быть публичным.
— Для бойца его личная жизнь и карьера должны пересекаться? Важно следить за собой и своими словами и действиями вне октагона?
— Сложный вопрос. С одной стороны, ты человек, со своими ошибками, привычками. Но ты и медийная личность, ты должен нести пример. Я никого не сужу, не стараюсь умничать. Каждый сам решает, как себя вести.
«Мужики и пацаны должны быть здоровые и здравые»
— В соцсетях ты часто выкладываешь фото с семьёй. Ты хотел бы, чтобы сыновья занимались ММА и пошли по твоим стопам?
— Я безусловно этого бы хотел. Парень, мальчик, мужчина должен быть крепким духом и телом. Он должен быть как минимум мастером спорта по боевой дисциплине. Он должен суметь защитить меня в старости, свою мать, свою жену, себя. Сегодня другое поколение. Дети 24 часа в телефонах. Родители не следят за этим. Кто-то даже этому рад. Но мы сами должны следить за тем, что оставим после себя.
— Как ты считаешь, какими качествами нужно обладать молодому человеку, чтобы получить такой пояс?
— Пояс, бой за пояс — это всего лишь мгновение. Но за ним стоит огромная жизнь, огромная работа моих тренеров. Тех, кто вкладывал в это силы и внимание. Также необходимо верить в себя, несмотря ни на что, идти вперед, не отступать. Возможно, вы не станете олимпийским чемпионом или известным на весь мир, но спорт — это школа жизни, которая всегда идет на пользу любому человеку.
«Величайший боец UFC по сей день — это Джон Джонс. На протяжении 10 лет он бьёт лучших бойцов без поражений. В России это Фёдор Емельяненко»
— Одна из восходящих звёзд UFC Шон О'Мэлли проиграл бой в минувшие выходные. Не так давно у вас была перепалка в соцсетях. Что думаешь по поводу его боя и хотел бы провести с ним бой в будущем?
— Нет, конечно, он мне не интересен. Кто это такой? Кто такой Шон О'Мэлли?
— У бойцов трэш-ток (высказывания в адрес соперника, чаще оскорбительные. — Прим. ред.) уже стал доброй традицией, часто и ты прибегаешь к нему. Это просто раскрутка боя или личные моменты все же есть? Драться с людьми, с которыми был конфликт, проще?
— Мы все понимаем, что мало просто хорошо драться. Нужно быть интересным, медийным, уметь отпускать какие-то колкости. Поддерживать и закулисную жизнь. Я это всё поддерживаю. Нужно просто не переходить рамки дозволенного, не касаться семьи. Если это касается нас с тобой, то почему нет?
«Сегодня ты чемпион, завтра уже нет. Ты не можешь вечно быть на вершине. Появляются новые, голодные, злые. Я буду драться, пока есть здоровье»
— Ты несколько раз говорил в своих интервью о том, что часто приходилось драться на улице.
— Характер мой закалялся на улице. Наверное, оттуда и какой-то креатив. У меня на улице поединков не меньше, чем в карьере. Это тот опыт, который вы не приобретёте больше нигде.
— Есть ли бойцы, которых ты хотел бы вызвать на кулачный бой, чтобы без купюр, кость в кость разобраться?
— Если нужно будет — с любым желающим.