Сегодня, 6 декабря, с заходом солнца закончится один из главных еврейских праздников Ханука. Отмечать его омская еврейская община начала в прошлое воскресенье на площади Бухгольца, а вчера в синагоге Ор Хадаш праздник достиг своей кульминации — на специальном подсвечнике зажгли все восемь ханукальных свечей. Корреспонденты NGS55.RU побывали в гостях у общины и узнали особенности Хануки.
На празднике в синагоге собралось около ста человек. Председатель омской общины Геннадий Фридман рассказал, что подсчитать, сколько всего в нашем городе представителей общины, затруднительно.
— Есть те, кто ходят на службы. Есть, те кто приходят на праздники. Хотя, в принципе, Ханука — домашний праздник.
Главный элемент праздника Ханука — зажигание свечей на ханукальном светильнике. В первую ночь горит одна свеча, каждую последующую ночь добавляется еще одна. И так до последнего дня праздника, пока не будут гореть все восемь свечей. Дополнительная свеча стоит отдельно от других и используется для их зажигания.
— Свеча, которая стоит посредине — шамаш — это вспомогательная, от нее зажигают. Это символ освящения мира. Дома ханукию (подсвечник) с горящими свечами принято ставить на окно, чтобы всем было видно, — объясняет Геннадий Фридман.
В это воскресенье свечи на подсвечнике зажег исполнительный директор религиозной организации «Ор Хадаш» Константин Абрамов. Стоит заметить, что согласно еврейскому календарю новый день начинается с заходом солнца.
Следом за зажиганием свечей следует молитва. Всем выдают молитвенники.
Женщины и мужчины во время молитвы располагаются отдельно. Женщин просят подняться на балкон, в том числе туда отправилась и наш фотограф Елена Латыпова. Такое разделение неспроста.
— Здесь внизу мужская половина, наверху женская. Женщины ближе к Богу, — объясняет председатель общины.
При праздновании Хануки на стол традиционно подаются пончики.
— Пончики ханукальные. Пекутся только на Хануку. Они испечены без молока. Потому что молоко от мяса мы отделяем. Тесто делается на воде. Иногда в тесто добавляют какой-нибудь алкоголь, чтобы попышнее пончик был. Еще традиционно едят латкес, это как драник картофельный, — рассказывает представитель молодежной части еврейской общины Омска Сара.
Исполнительный директор «Ор Хадаш» Константин Абрамов зачитал поздравления для общины от губернатора Александра Буркова, главного раввина России Берла Лазара и от президента федерации еврейский общин России Александра Бороды.
— Дорогие друзья, поздравляю вас с радостным праздником Хануки 5782 года. В эти дни каждый еврейский дом зажигает ханукальную менору. В каждой еврейской семье вспоминают о великом чуде светильника, горящего 8 дней без перерыва в Иерусалимском храме, но главная задача Хануки, как и каждого нашего праздника, не только вспомнить о тех или иных исторических событиях, сколько самим почувствовать чудо, которое случилось тогда, и верить, что такие чудеса Бог дает нам и при жизни нынешнего поколения, — говорится в поздравлении от Берла Лазара.
После молитвы присутствующие отмечали праздник застольем. Весь вечер в синагоге играла живая музыка.
— Молитвы прошли, благословения прошли, сейчас просто праздничный ужин. Бывают праздники и с танцами, но не сегодня, — поделился Геннадий Фридман.
Председатель омской еврейской общины немного рассказал об истории синагоги.
— В начале девяностых вернули здание это. Здесь в советское время был дом санитарного просвещения. До революции была солдатская синагога — просуществовала с конца 19 века и в течение 20 лет. Ее посещали евреи-солдаты, служившие в армии в царское время.
Есть у омской еврейской общины и свой лицей для детей. Там учатся не только евреи, тем не менее присутствует свой этнокультурный элемент. В лицее среди прочих предметов, обязательны для изучения иврит, еврейская история и традиции.
Так заканчивается Ханука. После восьмого дня праздника, евреи убирают свечи из ханукии. Выкидывать священный символ ни в коем случае нельзя, их сохраняют до следующего года.