Недвижимость Новый год — 2024 интервью Взнос по ипотеке рос, а рабочим поднимали зарплату: каким 2023 год был для омских застройщиков

Взнос по ипотеке рос, а рабочим поднимали зарплату: каким 2023 год был для омских застройщиков

Поводов для оптимизма у них остается всё меньше

Олег Золотов застраивает северо-восточную часть города. На его счету микрорайоны «Амур-2» и «Новый Амур»
Источник:

В 2023 году строительная отрасль содрогалась от потрясений. Такие события, как повышение ставки Центробанка и новый рост цен на стройматериалы, подпортили планы застройщиков. NGS55.RU спросил у главы группы компаний «Стройбетон» Олега Золотова, чем запомнился уходящий год омским застройщикам.

Олег Борисович, пришло время подводить итоги. Какие события были ключевыми в строительной сфере в этом году?

— К сожалению, этим главным событием стало повышение ставки Центробанка и размера первоначального взноса по ипотеке. Ухудшение условий ипотечного кредитования негативно отразится на состоянии строительного комплекса в 2024 году.

Каким уходящий год был для вас?

— Для нас, с точки зрения работы, год был плановым. Что должны были построить, то и построили. Суммарно мы за год ввели примерно 75 тысяч квадратных метров жилья. Это самый большой показатель среди действующих в Омске застройщиков. В эту цифру вошло как коммерческое жилье, так и то, что мы построили для детей-сирот, переселенцев из аварийного жилья и медиков. Все эти задачи выполнили на 100%. Производством железобетонных конструкций продолжили заниматься. На север в этом году, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, отправили баржами шесть домов и школу. Что касается Омска в целом, то, к сожалению, в этом году наши застройщики ввели не так много жилья — к 1 декабря 2023 года общая цифра дотянула лишь до 200 тысяч.

Зарплаты в строительной сфере в этом году выросли — так застройщики борются с утечкой кадров на оборонные предприятия
Источник:

Это падение по сравнению с прошлым годом?

— Да, конечно, это падение. Динамика в последние годы удручающая.

В 2023 году вы уже почувствовали какой-то отклик от повышения ставки Центробанка? Люди стали менее охотно покупать квартиры?

— По стране влияние повышения ключевой ставки уже определенно чувствуется. Мы на себе его не чувствуем, потому что у нас своя ниша и с эскроу-счетами мы не работаем. Но в целом тенденция идет не очень хорошая.

А вообще, как сильно подорожал квадратный метр жилья за этот год?

— Довольно сильно подорожал, где-то на 35–40%, если брать глобально. Его цена складывается из нескольких факторов. Во-первых, зарплаты работникам мы вынуждены ежегодно повышать из-за конкуренции между работодателями. В этом году пришлось сделать это в экстренном порядке. Повысили в октябре на 10% всему коллективу. Сейчас на стройке рук не хватает — многие ушли на СВО, еще больше специалистов перешли на оборонные предприятия — токари, электрики, на первом этапе очень много водителей ушло. Понятно, что на заводе «Трансмаш» зарплата в два раза выше, поэтому кадры удерживать всё сложнее. Во-вторых, в стоимость квадратного метра закладывается рост цен на металл. Это для нас сейчас, конечно, головная боль.

Как продвигались у вас в 2023 году дела со строительством жилого квартала «Сады «Наука»?

— Этот объект мы немного заморозили, потому что в этом году забрали два больших инвест-проекта в Амуре. Первый — комплексное развитие территории, второй — строительство по масштабному инвестиционному проекту. При этом мы уже получили разрешение на строительство двух домов жилого комплекса «Сады "Наука"», еще один достроили до пятого этажа. Там никаких сложностей нет. Но строителей пришлось снять и перевести на другие объекты, более важные. Под продолжение «Нового Амура» нам отдали 80 гектаров, при том 5 процентов построенного жилья мы должны отдать области. Мы взяли на себя обязательства каждый год вводить в Амуре 40–50 тысяч квадратных метров жилья. Это в приоритете сейчас, а все остальные объекты уже по остаточному принципу. Срывать сроки нельзя.

В этом году омская компания «Стройбетон» возвела 75 тысяч квадратных метров жилья
Источник:

В этом году вы начали сносить здание бывшей биофабрики. Это сложный для вас опыт? Всё-таки единственное подобное предприятие в Омске.

— Здание биофабрики мы выкупили еще в 2005 году. И вот она 18 лет стояла, и мы думали, что с ней делать. Решили сносить, потому что конструкциям здания уже больше 50 лет. Два дома на месте уже снесенных маленьких объектов на территории биофабрики мы уже построили. А здание биофабрики окончательно снесем до майских праздников.

А там рекультивация какая-то требуется? Про биофабрику ходили городские легенды, что там чуть ли не выброс спор сибирской язвы произошел...

— Мы заказали экспертное заключение — ничего там нет. Ну почти 20 лет прошло с тех пор, как мы ее купили, и до этого она несколько лет не работала. Там всё чисто. Рекультивацию там проводить не нужно.

Давайте к теме цен на стройматериалы вернемся. Я посмотрела динамику стоимости газобетонного блока. С 2020 года он подорожал в три раза. Почему так происходит?

— Ну сырье дорожает, тот же металл вырос в цене на 40%, цемент, по-моему, уже под 9000 за тонну стоит. Никуда от этого не денешься. Плюс амортизация оборудования и зарплата людей. Вот и получается, что себестоимость железобетона выросла. Вообще мы закупили для производства газобетона собственное оборудование, причем отечественное.

Повышение размера первоначального взноса по ипотеке может негативно сказаться на строительной отрасли
Источник:

— Насколько я знаю, вы эту линию около года назад запустили. В реалиях 2023 года выгодно заниматься продажей газобетонных блоков? Линия окупилась? Ваше предприятие много на этом зарабатывает?

— На самом деле, не так много. Просто, мне нужны эти материалы на стройке. Ну и зачем я буду дорого у кого-то покупать, когда я сам могу их произвести? Мы все свои дома возводим из этого газобетона и еще на север отправляем. Линию открыли где-то год назад, отдали за нее миллионов 7–8. И да, мы ее за прошедший год почти окупили. Но это не основной бизнес для нас. У нас и двери свои, и окна. В общем — всё свое.

А окна и двери продаете?

— Нет, не продаю. Я на этом три копейки заработаю. Зачем мне это надо? У нас основной бизнес — строительство и продажа жилья эконом-класса. И второй — производство железобетона, причем мы не просто железобетон, а комплекты домов делаем. В этом году это направление мы не меняли.

Я знаю, что застройщикам очень сложно договориться с собственниками частных домов. В этом году ничего не поменялось?

— Я через это прошел 10 лет назад и решил, что больше не буду заниматься. С собственниками напрямую вести диалог я не готов. Это очень сложно, и все омские застройщики это прекрасно знают. Вот мы получили участок на 33-й Северной — там стояло два барака, город их расселил и выставил площадку на аукцион. Мы с аукциона ее забрали. Такая схема очень удобная, и мы по ней готовы работать. Властям с людьми всё-таки проще договориться, чем нам.

Вторую часть интервью с Олегом Золотовым — о прогнозах на 2024 год — читайте на каникулах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
Тянут время и осваивают деньги: омский историк высказался о раскопках на остроге Достоевского
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Знакомства
Объявления