NGS55.RU продолжает рассказ об омских долгостроях. Сегодня — история затянувшегося строительства самой заметной «свечки» на улице 70 лет Октября и банкротства крупнейшей проектной организации Омска.
Что нам стоит дом построить?
В 2013 году ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» объявило о строительстве жилого комплекса на левом берегу. Новые амбиции старейшей и весьма уважаемой многими проектной организации показались омичам вполне закономерными — как-никак компания имеет прямое отношение к строительству, почему бы ей не примерить на себя амплуа застройщика?
И вскоре между улицей 70 лет Октября и Бульваром Архитекторов закипела работа — началось строительство 16-этажной «свечки» на 139 квартир со свободной планировкой, которое предполагалось завершить уже через год. Здание строили силами генподрядчика — ООО «Спецмонтаж», который по сути являлся буферной фирмой всё того же «Омскгражданпроекта».
Стоимость строительства дома оценивалась в 230 миллионов рублей. В компании заверяли, что высотка будет передана дольщикам до 31 декабря 2014 года. По соседству планировалось строительство еще четырех таких многоэтажек.
В конце 2013 года «Абсолют банк» открыл «Омскгражданпроекту» две кредитные линии на 125 миллионов рублей, а в апреле 2015 года еще одну — на 55 миллионов. По всем долгам Иван Любчич заключил с банком договоры личного поручительства. В качестве залога по кредиту было оформлено здание проектного института на Некрасова, 3 и земельный участок под ним. К 2016 году стало понятно, что «Омскгражданпроект» не в состоянии выплачивать кредит: к тому времени задолженность перед банком достигла порядка 100 миллионов рублей.
Вернуть средства удалось лишь частично, и в результате этот долг «Абсолют банк» решил уступить по договору цессии компании «Ф-Консалтинг», принадлежащей династии известных в Омске бизнесменов Фридманов.
В 2016 году в арбитражный суд поступил иск от трех дольщиков «Омскгражданпроекта» — Татьяны Копыловой, Ивана и Юлии Фокиных — с требованием о банкротстве организации. Вскоре к ним присоединилась компания «Ф-Консалтинг», она потребовала банкротства не только «Омскгражданпроекта», но и его директора Ивана Любчича как физлица. В иске фигурировала сумма долга — 108 миллионов рублей.
В отношении бывшего руководителя компании «Спецмотаж» Виктора Фаста возбудили уголовное дело.
Одиозный арбитражник
Внешним управляющим банкротящегося ТПИ «Омскгражданпроект» стал Вячеслав Алексин, одиозный юрист, который к тому времени уже находится под следствием — его обвиняли в похищении и растрате 207 миллионов рублей при банкротстве «Корпорации «Агро-Траст» омского бизнесмена Хабулды Шушубаева, который в свою очередь получил срок в колонии.
Несмотря на это обстоятельство, дольщики легко доверили бразды правления Алексину, заменив им предыдущего управляющего Петра Бегаля: на собрании кредиторов за его кандидатуру проголосовало 58% участников голосования. На этом же собрании Алексин предоставил отчет, в котором убедил присутствующих в том, что во владении компании есть активы, которые помогут восстановить её платежеспособность.
Руководство «Ф-Консалтинга» было изначально против кандидатуры Алексина. Представители компании написали дольщикам письмо, в котором прямолинейно заявили о том, что доверять Алексину нельзя.
Дольщики не замедлили с ответом. Они встали на защиту Алексина.
— Наберитесь терпения, господин Фридман, — дайте дольщикам спокойно достроить дом так, как они считают правильным, и с тем управляющим, которого они избрали, — написали они в своём письме.
Однако довольно скоро дольщики присмотрелись к Алексину и изменили своё мнение о нём в противоположную сторону.
— Алексин просто зарабатывал на нас деньги. Мы его отбивали как могли от СМИ, убеждали всех в том, что он хороший, даже несмотря на то, что он под уголовной статьей ходил на тот момент. Он ведь как лев за нас готов был идти в атаку. Мы ему верили. А потом, буквально за месяц, он сильно поменялся — ничего не хотел делать, договор подписывал в течение двух месяцев, пока мы не пригрозили ему отстранением. Из льва Алексин быстро превратился в кролика. Он совершенно не пытался реанимировать «Омскгражданпроект» — это лентяй и человек, который работает только на свой карман, — вспоминает одна из дольщиц, пожелавшая остаться анонимной.
В итоге дольщикам удалось добиться отстранения скандального арбитражного управляющего через суд. Вместо Алексина на эту должность был утвержден Виталий Литвин.
Хеппи-энд?
За то время, пока строительство дома на левобережье оставалось под жирным знаком вопроса, дольщики писали письма Владимиру Путину, пытались добиться помощи у областного правительства, выходили на митинги и с надеждой смотрели в глаза крупнейших омских застройщиков — например, Константина Петренко и Алексея Певнева. С последним в конце концов удалось договориться о сотрудничестве. Этой осенью на давно пустовавшей площадке, наконец, появилась строительная техника. Компания «Сибградстрой Инвест», которую возглавляет вышеупомянутый Певнев, приступила к достройке дома. Дом № 3 планируют сдать в эксплуатацию в конце 2020 года.
Однако сами дольщики считают, что точка в их истории ещё не поставлена. В арбитражном суде им с большим трудом, несмотря на наличие всех необходимых документов, удалось доказать, что они действительно купили квартиры в строящемся доме на 70 лет Октября. Людям даже пришлось объяснять в суде, откуда у них появилась крупная сумма денег на приобретение этих квартир: например, люди приносили в суд документы о продаже недвижимости, с которой они выручили деньги на покупку жилпощади в строящейся «свечке», и справки о своих доходах на тот период.
— Я была на митингах и везде, мы так старались добиться достройки этого дома. Но, боюсь, ваша статья нам никак не поможет. Вот, наконец мы добились заключения контракта с «Сибградстрой Инвестом». Но закончится ли все это благополучно? Я не знаю. В этой истории завязана семья Фридманов, и мы с 2016 года боремся и с Любичем, и с Фридманом, который чуть ли не оставил нас на улице. Илья Фридман передал нам через своего юриста такой посыл: «Я у вас деньги не брал и, значит, я вас не кидал. Это ваши проблемы. Ничего личного, только бизнес», — заканчивает свой рассказ дольщица «Омскгражданпроекта».