Накануне, 26 мая, в квартире дома, расположенного на окраине Омска, погибли двое оставшихся без присмотра маленьких детей. Мать малышей, по ее собственным словам, ненадолго ушла в магазин, а, вернувшись домой, обнаружила на тлеющем диване погибших сыновей. Старшему из них было три года, а младшему — всего год. По предварительной версии, дети сами подожгли диван и оказались в дымовой ловушке из-за запертой на щеколду двери. Чтобы разобраться в деталях этого происшествия, корреспонденты NGS55.RU отправились к дому семьи и поговорили с его жильцами.
Молодой микрорайон Амур-2, который застраивала компания «Стройбетон», находится на окраине города. В основном он состоит из однотипных десятиэтажных панелек, на фоне которых выделяются маленькие, словно игрушечные, трехэтажные дома. В одной из таких трехэтажек и живет мать погибших детей — 25-летняя Людмила. Когда корреспонденты NGS55.RU приехали в микрорайон, женщина сидела на скамейке во дворе своего дома в окружении полицейских и других жильцов, которые пытались ее утешить. Квартира Людмилы расположена на первом этаже, и сейчас ее жилище опознать не трудно — под его окнами лежит обгоревший диванный матрас и постельное белье.
Как рассказали в областном Следственном комитете, омичка растила детей одна — с мужем она развелась. По непроверенной информации, у Людмилы есть старшая дочь, воспитанием которой занимается бабушка, живущая с ней в селе.
Утром 26 мая, по словам Людмилы, она отправилась в магазин. Что происходило во время отсутствия женщины и сколько оно длилось — покажет следствие. Однако, по предварительной версии, дети сами подожгли диван и не смогли выбраться из запертой комнаты. Вернувшись домой около девяти часов утра, Людмила увидела задымление в квартире, выбежала во двор, чтобы попросить соседей вызвать скорую и пожарных. Соседям удалось самостоятельно потушить пожар (его площадь составила 2 квадратных метра) еще до приезда спасателей. Однако детей не спасли.
— Я ненадолго вышла в магазин. Когда пришла и открыла дверь, увидела гарь в квартире. Дети в комнате были — я обычно на щеколдочку закрываю. Открыла щеколду, а они лежат на диване все черные. Вообще не дышат. И всё, я побежала к соседке, чтобы она вызвала скорую. Она пришла, и мы детей вытащили к подъезду. Ждали. Реанимация приехала, пожарные приехали. Тем не менее ничего не помогло, — рассказала женщина «Городу55».
У ее соседей несколько иная версия произошедшего. Они утверждают, что около восьми утра видели, как Людмила качалась на качелях, и считают, что женщина могла пойти в магазин за дополнительной порцией выпивки для своего сожителя. Также соседи называют семью женщины неблагополучной и поясняют, что ее маленькие дети постоянно оставались одни на всю ночь. Пока дети спали, Людмила отдыхала в компании таких же неблагополучных соседей — среди жильцов дома есть бывшие детдомовцы, которые порой нарушают спокойствие остальных обитателей Амура-2.
— Людмила постоянно оставляла детей одних, пила в компании всю ночь. Так и было в эту ночь перед трагедией. Она утверждает, что якобы выходила в магазин или в аптеку, но это ложь. Пили, дрались, а с утра, видимо, похмелялись. Это происходит почти каждый день, их гулянки и ночные концерты слышит весь двор. Дети всю ночь могут с ними просидеть на этих лавочках. А они в неадекватном состоянии, бухают, дерутся, и до детей им дела абсолютно нет. Полицию вызывать уже бессмысленно. Опеку жильцы тоже не раз вызывали. Эта семья не единственная такая. Там целая компания, над всеми нужно установить контроль, чтобы такого больше не повторялось, — рассказывает местная жительница.
Наблюдая за этой ситуацией, соседи Людмилы не бездействовали — они не раз обращались в органы опеки, желая исправить молодую мать. Бывшая соседка Людмилы Юлия Новикова утверждает, что женщина еще до рождения второго мальчика регулярно оставляла с ней своего старшего сына, а сама отправлялась отдыхать в компании приятелей. Позже Юлия узнала, что Людмила оставляет сына одного на всю ночь, и позвонила сотрудникам органов опеки. Но это не дало результата. Пожелавшая остаться анонимной соседка омички рассказала корреспонденту NGS55.RU о том, что у нее сохранилась переписка с сотрудниками ПДН, в которой она просила отследить, на что молодая мать тратит полученные от государства деньги.
— Каждый месяц она выкладывала в группе нашего микрорайона пост с просьбой отдать ей чеки, оставшиеся после покупки детской одежды. Мне это показалось странным. Потом я начала чуть ли не каждый день замечать ее возле нашего местного алкомаркета. При этом с детьми я ее не видела ни разу. С детьми я ее видела только на фотографиях во «ВКонтакте». Стала наводить справки у знакомых — зачем людям могут быть нужны эти чеки. И выяснилось, что они нужны малоимущим для отчета по соцконтракту (одна из государственных мер поддержки, при которой ее получатель обязательно должен отчитаться о потраченных деньгах. — Прим. ред.). В октябре прошлого года я написала сотруднице ПДН об этой ситуации. Попросила сходить проверить эту семью. Она сослалась на отпуск. Потом я звонила еще раз — она сообщила о том, что не видит причин туда идти, поскольку жалоб на семью не поступало (скриншоты переписки есть в распоряжении NGS55.RU. — Прим. ред.). Ситуация так и не сдвинулась с места. Сегодня мне сказали, что при пожаре в нашем микрорайоне погибли дети, и я сразу поняла, чьи это малыши. И я не верю, что дети остались одни на пять минут. Скорее всего, она отсутствовала всю ночь, — рассказывает соседка омички.
Характеристика, которую дают Людмиле следователи, не слишком контрастирует с тем, что говорят о ней соседи. Основным источником дохода семьи действительно были детские пособия.
— Мать с детьми проживала одна — без мужа. С мужем разведены. Безработная, семья жила на детские пособия, — уточняют в пресс-службе Следственного комитета.
Сейчас омичка задержана как подозреваемая. Ее могут привлечь к уголовной ответственности по статье о причинении смерти по неосторожности. Однако статья еще может быть переквалифицирована.
— Впоследствии будет принято решение об избрании меры пресечения с учетом установленных обстоятельств и личности подозреваемой, — отметили в ведомстве.