Омский роддом № 4 перепрофилировали под пациентов с коронавирусом в конце марта. За восемь месяцев женщины с подтвержденным диагнозом или подозрением на ковид родили здесь двести детей. Переболела уже пятая часть коллектива учреждения, однако и поток пациентов сейчас пошел на спад. В ковидном роддоме побывали корреспонденты NGS55.RU.
Как женщины относятся к тому, что их везут рожать в «четверку» вместо запланированного перинатального центра или областного роддома? По-разному. Кто-то всё понимает, а кто-то, кто до этого лишь приблизительно понимал, где находится 4-я Транспортная, устраивает истерики и пишет жалобы.
— Уже потом, на выписке, благодарят, извиняются и говорят: «Вы замечательные, вот бы вас еще в другое здание переселить». А жалоба уже есть, и нам всё равно приходится на нее отвечать во все проверяющие инстанции, — говорят медики.
Роддом, прямо скажем, необычный уже с порога, и дело не в коронавирусе. Входная группа — этакая стена Цоя, на избавление от которой у любого подобного учреждения уходят ведра краски. Здесь — не уходит: родители вписывают детей в историю здания, и… что-то в этом есть.
— Конечно, сейчас все приходят с опасениями из-за того, что наш родильный дом перепрофилирован под коронавирус. Все очень волнуются, боятся, с какими пациентами будут лежать рядом. Некоторые отказываются от госпитализации, несмотря на то, что есть показания. Мы не то чтобы привыкли к этим эмоциям, скажем так — научились с ними справляться, — рассказывает начмед роддома Елена Овчинникова.
Сейчас в роддоме лежат 30 женщин: 22 из них — положительные, остальные — под вопросом. Поток уменьшился в два раза: в пик доходило до 78 пациенток. Но, по словам главврача Вадима Старостенко, и тогда оставался резерв коек, которых предусмотрено 105.
«Никто не спрашивал, хотим мы работать с ковидом или нет. Но кто-то должен делать эту работу»
Дети и матери лежат здесь дольше общепринятых сроков — до месяца: чтобы состояние обоих было стабильным, а от коронавируса оставались только антитела IgG. Кстати, основное осложнение, с которым сталкиваются новорожденные, — вовсе не ковид.
— Дети хорошо защищены от проникновения коронавируса. Только у двоих из двухсот новорожденных за весь период пандемии были положительные результаты на COVID-19. Однако повторные тесты были отрицательными, поэтому мы считаем, что столкнулись с ложноположительными результатами, — рассказывает Вадим Старостенко.
Но когда кислорода не хватает матери, его не хватает и ребенку.
— В некоторых случаях женщины до двух недель лежат у нас в реанимации на искусственной вентиляции легких. Есть довольно сложные случаи — с 50, 70 процентами поражения легочной ткани. А самых тяжелых мы переводим в ОКБ, — рассказывает главврач.
В 96 процентах случаев кесарево здесь делают именно из-за гипоксии, когда ребенок начинает задыхаться. Иногда это происходит на очень ранних сроках.
— Приходилось делать экстренное родоразрешение на 31-й неделе беременности: малыш перестал шевелиться, были проблемы по КТГ. Он родился массой в полтора килограмма, сейчас у него всё хорошо, — рассказывает Елена Овчинникова.
К сожалению, трагедий избежать не удается. Как стало известно корреспонденту NGS55.RU из собственных источников, летом не смогли спасти одну беременную пациентку с осложнениями. Женщину перевели из четвертого роддома в ОКБ, но последняя ее томография показала стопроцентное поражение легких. Скончались и мать, и ребенок — срок был совсем маленьким.
***
— Для нас переход на коронавирус стал неожиданностью. Но оборудования много поставили. Хорошего, качественного оборудования. Сделали новый кислородопровод на 80 точек, — рассказывает главврач.
— Много ваших болеет?
— Примерно пятая часть сотрудников переболела. Нет, дефицита нет — сейчас одно из отделений, гинекологическое, закрыто, и персонал перевели в другие отделения.
***
Знаете, как происходит выписка из ковидного роддома? Сразу представляются люди в полной защите, специальный конверт для ребенка…
— Матери с новорожденными выписываются уже здоровыми, с отрицательными результатами. Поэтому обстановка та же самая, праздничная — разве что все в масках и масштабы празднования чуть меньше, — говорит Елена Овчинникова.
Есть и еще одно отличие от обычного роддома: родители выбирают себе кирпичик на здании и нацарапывают на нем имя ребенка.