Некоторые буквы русского алфавита у Вероники Гофман вызывают сложности. Иногда она неправильно выговаривает окончания, может перепутать слова или переставить фразы местами. Те, кто мало знаком с девушкой, думают, что она иностранка и говорит с акцентом. На самом деле ее речь — это многолетний труд. Она родилась с тугоухостью четвертой степени, которая сильно препятствует речевому развитию, но почти глухая девушка смогла развить способность говорить до уровня слышащего человека.
— Человек, у которого проблемы со слухом, долго развивается. Мозг тяжело всё воспринимает. И у меня так же. Не то чтобы сильно, но у меня есть небольшие проблемы. Я постоянно путаюсь. Например, мне сложно запомнить некоторые слова. Вместо «он» я говорю «она». Я стараюсь общаться со слышащими людьми, чтобы речь не пропала, — рассказывает Вероника.
При такой тяжелой стадии тугоухости трудно воспринимать даже громкие звуки. Вероятность хоть что-то расслышать есть, если собеседник будет кричать. Выручает слуховой аппарат. Ради дочери-инвалида родители Вероники переехали из Черлака в Омск — для того, чтобы девочка могла ходить в специализированный детский сад. Когда Веронике исполнилось 7 лет, ее отдали учиться в адаптивную школу-интернат № 15 для детей с отклонениями слуха.
— Многие до сих пор считают, что глухой и слышащий мир не могут найти общий язык, потому что, когда слышащие видят глухих людей, то думают, что они обсуждают их, а глухие думают, что всё наоборот. Но я могу понять обе стороны благодаря логопедам из интерната и тому, к которому возили родители. С помощью них и моих родных я научилась говорить. Когда мама забирала меня после школы или детского сада, по дороге домой она просила проговаривать меня какие-то слова. У нас до сих пор в квартире остались бумажки, на которых написано «потолок», «стул», «стол», — вспомнила Вероника.
В 12 лет ей сделали операцию по кохлеарной имплантации на одно ухо.
— Это специальное устройство в голове, с помощью которого можно лучше слышать, чем со слуховым аппаратом, — объясняет девушка, — правда, после операции я всё равно им пользуюсь. На правом ухе у меня нет импланта, надо носить аппарат, чтобы слух не пропадал.
Несмотря на то, что Вероника стала лучше слышать, ожидания родителей о том, что она будет еще и лучше разговаривать, не оправдались. Тогда и было решено перевести ее к слышащим — в обычную общеобразовательную школу. На тот момент она окончила восьмой класс в интернате. В гимназии № 139 ей пришлось остаться на второй год, потому что все понимали: на носу экзамен, а сдать его будет трудно.
— Я не хотела уходить, хотела остаться в интернате — у меня тут друзья, легче учиться. Переход в обычную школу стал большим стрессом для меня. Мне было очень страшно. Тем не менее я думала, что будет всё хорошо, но когда я перешла в новую школу, одноклассники смотрели на меня дикими глазами: «Ты что, глухая? Зачем пришла к нам в школу?» У меня началась паника, истерика. Я говорила маме, что не смогу там учиться. Всегда считала, что слышащие — очень плохие. В мой адрес постоянно сыпались грубые слова, меня дергали, толкали, говорили, что я никогда ничего не добьюсь. Каждый вечер дома я плакала. Мне было тяжело взять себя в руки и пойти дальше. В один момент я всё-таки решила, что мне плевать на чужое мнение и что там говорят за спиной, — делится омичка.
Первое время, рассказывает девушка, она ни с кем не общалась и закрылась от окружающего мира: слушала слова людей вокруг, запоминала и проговаривала их про себя. Учиться в обычной школе было сложно не только морально, вспоминает она.
— Когда учителя что-то рассказывали, остальные дети конспектировали материал, а я не могла, потому что не успевала. Я и до сих пор не могу писать. Те учителя, что хорошо ко мне относились, готовили для меня конспекты, а я их переписывала, — продолжила Вероника.
В 11-м классе девушка решила, что будет сдавать единый государственный экзамен наравне со своими одноклассниками (для инвалидов другой порядок сдачи ЕГЭ — упрощенный).
— Мне все ребята говорили: «Вероника, да ты не сдашь ЕГЭ, там очень много тестов, вопросов, сочинение». Но я сдала, не на высокий балл, тем не менее я сделала это. По русскому я получила тройку, по математике четверку, — гордится своими хоть и небольшими, но всё-таки достижениями Вероника.
После школы она поступила в музыкально-педагогический колледж на сценическое отделение. Правда, у абитуриентки с проблемами со слухом не хотели принимать документы. Веронике удалось убедить руководство, что она сможет учиться так же, как все. Сейчас она на третьем курсе. После занятий девушка мчится на работу — она окончила курсы дизайна бровей и шугаринга, арендовала студию и открыла свой небольшой бизнес.
— Еще я блогер. У меня 15 тысяч подписчиков в Instagram. Их число стало расти буквально несколько месяцев назад. Наверное, благодаря тому, что я начала обучать онлайн глухих тому, что я умею, — оформлению бровей и долговременной укладке. Я сначала рассказываю теорию на языке жестов, потом показываю на моделях, что и как нужно делать. Они всё записывают. Я зарабатываю этим, но искренне хочу помочь, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли работать на себя. Еще я провожу конкурсы, игры, разные шоу. Выкладываю песни, — воодушевлена Вероника.
Видео с жестовыми песнями, где смысл текста передается с помощью движений, в аккаунте девушки пользуются большой популярностью.
— Больше всего мне нравится песня Полины Гагариной «Драмы больше нет». Она сильно трогает мою душу. Ее можно хорошо показать, с эмоциями. Многие просто так поют, а я через себя пропускаю. Я люблю «петь» и без этого не смогу прожить, — улыбается студентка.
В Instagram Вероника познакомилась со своим парнем. Он тоже блогер и имеет третью стадию тугоухости. Парень живет в Ярославле, но часто приезжает в гости к омичке. Вместе они ведут прямые эфиры. У них даже есть свои поклонники.
— Мне учиться еще год. После колледжа я мечтаю открыть группу для людей с ограниченными возможностями, где хочу проводить занятия по актерскому мастерству, пластике и сценической речи. Будет тяжелый путь, но никто не говорил, что жизнь легкая. Родителям, у которых дети-инвалиды, хочется сказать, чтобы они их поддерживали и учили говорить. Глухим очень тяжело, но можно научиться всему, чему хочешь, перестать жаловаться и начать зарабатывать деньги, — оптимистично настроена Вероника.