Сегодня, 3 мая, из инфекционной клинической больницы № 1 имени Далматова выписали первого пациента, оказавшегося в тяжёлом состоянии из-за коронавируса, — 62-летнего Валерия Гагарина. Мужчина поступил в больницу ещё в марте. Его сразу отправили в реанимацию, и три недели он пролежал без сознания, подключённый к аппарату ИВЛ.
— Это был первый пациент, который поступил к нам в тяжёлом состоянии. Мы все переживали, весь город переживал за его судьбу. Долгое время мы не могли делать оптимистичных прогнозов, — рассказала главный врач инфекционной больницы Инна Толох.
— Помню, что долго чихал, думал, что это воспаление лёгких или ОРЗ. Сколько раз такие переносил, а тут не переносится — с утра стало получше, потом опять плохо. У меня так же, как у всех, кто хочет проскочить на халяву, было ощущение — я же никуда не ездил, не ходил никуда, ничего не случалось? Значит, ещё покашляю. Вот и докашлялся, — признался Валерий Гагарин.
30 марта (после 10 дней самолечения) мужчину вместе с его супругой и дочерью, у которых тоже был обнаружен COVID-19, отвезли в больницу.
— У его супруги тоже была двусторонняя пневмония, у дочери — респираторное заболевание, вызванное коронавирусной инфекцией. Они провели здесь около двух недель и были выписаны раньше, — пояснила главврач инфекционной больницы.
Когда мужчину забирали в больницу, ещё не были введёны карантин и обязательное ношение масок. Ему хорошо запомнилось, что тогда врачи скорой помощи приехали к нему без спецзащиты.
— Надо ещё видеть было — врач пришла чуть ли не голая, без всяких марлевых повязок и так далее. И вот вся эта система, похоже, развивалась в течение моей болезни. Может быть, я даже помог как-то формированию этой системы. Но самое главное, что вылечили, — вспомнил мужчина.
Мужчина толком не помнит, что происходило после того, как он поступил в больницу. Сейчас он отчётливо понимает, что его жизнь висела на волоске, но тогда он уже не был в состоянии хоть как-то отреагировать на свой опасный диагноз.
— Я никак не отреагировал. Я к тому времени уже всё... Я на самом деле сам бы с удовольствием послушал историю своего избавления от смерти. Куча врачей вокруг, куча медсестёр. Единственное, что я понимаю, что было достаточно персонала, это был умный персонал для того, чтобы придумывать какие-то новые пути. Потому что говорят, что всё было очень нестандартно. И умереть мне было гораздо легче, чем выжить. Это означает, что работает система и работают врачи. Ну а система — она и есть система, и её надо обязательно исполнять неформально. А если мы договорились, что будем выживать с помощью самоизоляции, то давайте делать именно так. А то если один будет делать так, другой этак, то система уйдёт, её просто не станет. Тогда в какой-то момент врачей перестанет хватать, а в какой-то момент они просто будут не нужны, потому что на вход — больные, на выходе — гробы, а внутри просто сколачивают и заворачивают.
О способах лечения, которые применялись в этом тяжёлом случае, рассказала главврач больницы Инна Толох.
— У пациента было самое тяжёлое течение заболевания: одышка, кашель, высокая температура, пациент не мог самостоятельно дышать. Состояние сохранялось крайне тяжёлым. В течение трёх недель пациент находился на искусственной вентиляции лёгких. Лечили мы его всеми самыми современными средствами, с учётом самых современных рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции. Помогали нам все ведущие специалисты области, региональных, федеральных центров. Указания постоянно меняются, потому что опыт набирается, но все самые современные препараты были нам доступны. Это были антибактериальные, противовирусные иммунные препараты. Долгое время сохранялись опасения, прогнозов мы не делали, но тем не менее динамика была положительная, каждый мелкий шаг нас радовал, — поделилась она.
В ходе лечения состояние мужчины стабилизировалось, а затем улучшилось, и его выписали на амбулаторное лечение. Результаты теста показали, что коронавируса у Валерия Гагарина больше нет, но ему ещё предстоит реабилитация.
— Делается два теста с интервалом в один день. Если оба теста оказываются отрицательными, то пациент считается выздоровевшим. Прогноз благоприятный, он ушёл от нас с выздоровлением. Дальше им будут заниматься пульмонологи, терапевты, будет реабилитация, потому что была тяжёлая пневмония, — объяснила Инна Толох.
Валерий Гагарин рассказал, как чувствует себя сейчас.
— Ощущаю себя нормально, хорошо. Но надо иметь ввиду, что я 25 дней лежал. Я себя чувствовал как ребёнок, который должен научиться ходить. Это, оказывается, рефлекс приобретаемый. Мышцы некоторые пропали, те, кто бывал в реанимации, это всё знают.
Главный врач добавила, что сейчас в инфекционной больнице № 1 находятся 37 пациентов с подтверждённой коронавирусной инфекцией. Все они в удовлетворительном состоянии либо в состоянии средней степени тяжести. Таких тяжёлых пациентов, каким был Валерий Гагарин, на сегодняшний день в больнице нет.
— Все наши пациенты, которые находятся в стационаре, ждут либо повторных отрицательных результатов, либо уже подходят к этим результатам. Курс лечения у многих уже заканчивается.
Однако Инна Толох подчеркнула, что в целом пока рано говорить о победе над коронавирусной инфекцией.
— Проблема коронавирусной инфекции есть. Никуда её не деть, в любом случае она приравнена к особо опасной инфекции, поэтому тем, кто не верит в неё, кто считает, что это надуманный вопрос, предлагаю посмотреть на то, что происходит в Италии или Америке. Мы работаем и день, и ночь, чтобы жители нашего города были здоровыми и вспышки не произошло.