Знакомство с главным героем сегодняшнего выпуска рубрики «Ну и дыра!» не задалось, но об этом позже. Когда-то здесь действительно был поселок под названием Ермак (в честь знаменитого покорителя сибирских земель). Ныне это окраинный район города, из прошлого которого сохранилась только остановка «Поселок Ермак» — и больше ничего. Когда-то Ермак состоял из деревянных бараков, но в 60-х годах был застроен панельными пятиэтажками. В 80-х к ним добавились несколько девятиэтажных домов. А уже в 2015 году между советской застройкой, как водится, влепили пару современных многоэтажек по улице Энтузиастов. Есть здесь и частный сектор, в который, конечно, мы тоже заглянули и узнали у местных жителей, как им живется в этом районе.
Мы продолжаем нашу рубрику «Ну и дыра!». Она о районах города, куда не водят туристов, а если приводят, то получают протяжное «Ну и дыра-а-а» (мы проверяли), откуда и название рубрики. Но мы очень любим свой город и хотим показать, что жизнь, пусть не всегда красивая, но интересная и необычная, есть не только в центре Омска.
Недавно необычный вид остановки «Поселок Ермак» удивлял омичей в соцсетях. «Кто покусал остановку?» — спрашивали они. Старый павильон разрушается, часть кирпичной кладки выпала, в кровле из профнастила зияют прорехи. Зато в павильоне работает небольшой ларек, как в старые добрые.
В глаза в этом районе сразу бросаются разваливающиеся фасады, поросшие мхом и деревьями козырьки магазинов. Если вы думаете, что это единичная история, то нет, это место в целом выглядит примерно так. Просто некоторые фасады сегодня закрыты сайдингом, но даже не знаем, что хуже: сайдинг или облезлая штукатурка.
Середина буднего дня, а по главной аллее вдоль улицы Нефтезаводской прогуливается множество людей. Причем в основном почему-то мужчины.
Хоть это и окраина, во всяких необходимых услугах недостатка тут нет. Магазины, парикмахерские, ателье — всё в шаговой доступности.
Здесь мы попытались поговорить с местными. Вот показалась пара вполне приличных пенсионеров.
— Здравствуйте, мы пишем про район, расскажите, как вам здесь?
— Ой, нет, нет, девушка, извините, мы пьяные.
Видим следующую парочку, подходим к ним с тем же вопросом:
— Ой, нет, нам не до этого. Мы кошелек потеряли!
С пожеланием найти пропажу и с чувством смятения идем дальше. Неужели ни с кем не удастся поговорить?
Судя по состоянию домов, тротуаров и междворовых проездов, район давно требует благоустройства. Но при этом, видимо, по очередной федеральной программе во дворах старых домов появились новые детские площадки. Правда, и люди стараются как могут. А значит ЖЭК-арта не избежать. Его в этом материале будет немало.
В районе можно наткнуться на совершенно неожиданные комбинации. Например, баня в киоске. Что можно разместить в таком помещении — загадка. Но тем не менее объект существует и здравствует. Судя по отзывам, в этой бане имеется даже бассейн.
Чего мы точно не ожидали увидеть, так это целый спортивный комплекс с бассейном. Он расположился даже не на основных магистралях, а просто вглуби местных дворов. Здесь есть и школа плавания, и футбольная, и баскетбольная секция.
Наконец-то на детской площадке мы встретили местную жительницу Юлию, готовую поговорить с нами о районе. И очень удачно, ведь она старшая по своему дому, а значит лучше других знает о проблемах и радостях района: «Хочется, чтобы получше было, покрасивее. Две беды у нас [в районе] — дураки и дороги».
Если раньше на улицах было освещение, то сейчас его нет, даже столбы убрали. Поэтому если солнца нет, то и на улицах совсем темно. В районе для Юлии нашлись и плюсы: «Спортивный комплекс есть, я сама туда ходила, когда свободнее была, когда семьи не было, школа рядом, садик рядом, магазинов достаточно».
— А еще была вот у нас беда — был разлив нефтепродуктов около детского садика, и почему-то не бьют тревогу. Это было около 2,5 недели назад. Там и асфальт залит около 331-го садика, он весь черный. Такие запахи. А там детки маленькие. Там невозможно, — рассказывает Юлия.
— Остановка у нас рядом, правда, маленькая. Ветер подует, она, может быть, вообще рухнет. И хотелось, чтобы город как-то следил за состоянием мусорных баков, чтобы их убирали. Окурков куча, бумажки, урна всегда переполнена, и ее трудно найти. Конечно, еще зависит от культуры людей. Но я не видела ни разу, чтобы там подметали.
Абсолютно все, с кем мы говорили, жаловались на состояние дорог в районе. Не осталась в стороне и Юлия:
— Живется-то нам неплохо, если бы дороги нам ремонтировали. У нас стоит остро вопрос, вот здесь дорога, относящаяся к дому Круговая, 6б, дети идут в школу, если дождь, снег, то дети все грязные в школу приходят. Там такая яма, туда всё скатывается. Обойти ее очень сложно.
Дорога же относится к придомовой территории, и вопрос с ней нужно решать собственникам жилья либо передавать ее во владение городу. А пока дети, пенсионеры, мамы с колясками и другие местные вынуждены довольствоваться тем, что есть.
Жильцы некоторых домов в районе действительно ухаживают за своими территориями и участвуют в федеральных программах благоустройства. Нам попался один из немногих домов, отделанных не сайдингом, а штукатуркой. Кроме того, на всякий случай здесь укрепили балконные плиты.
Среди ЖЭК-арта встречаются настоящие шедевры. Например, шикарный коттедж для птиц на кронированном обрубке тополя. Будем надеяться, птичкам такие апартаменты приходятся по душе.
И всё же видно, что многие вопросы люди привыкли решать сами. Если УК поставила лавочки без спинок, а долго сидеть на таких неудобно, то люди сами приделывают такие опоры, что все соседние дворы завидуют.
Местные гаражи тоже не славятся единообразием как форм и размеров, так и цветов. Вот один гараж украшен милым рисунком, а на соседнем уже красуется запрещенная реклама.
Многоэтажные кварталы постепенно переходят в малоэтажную застройку. За улицей Мамина-Сибиряка начинается частный сектор.
Среди частника образовалась детская площадка, в некотором смысле покруче тех, что строятся во дворах современных многоэтажек. Здесь, конечно, нет нескользящего покрытия, но всё сделано со вкусом и добротно. Площадке даже дали название — «Веселая поляна».
Роскошными коврами укрыта одна из парковок частного дома. Наверное, сюда по грязной дороге добирается на парковку владелец какого-нибудь «Майбаха», чтобы хоть у себя дома чувствовать всю свою элитность.
Через частный сектор снова попадаем к многоэтажной застройке. Детские площадки здесь выглядят куда более старенькими и неухоженными: домик давно покосился, объявление выцвело.
Чтобы жизнь была веселее среди серых панелек, жильцы украшают всё как могут.
Но и эта часть района выглядит весьма запущенной и неухоженной. Об этом говорят и сами местные.
В одном из дворов дети устроили распродажу своих вещей. Поставили столик в палисаднике, разложили товары. Те же слаймы у них можно купить за 30 рублей, что ниже рыночной цены. По их словам, хоть место и не проходное, торговля идет достаточно хорошо.
Людей на этой улице найти было сложно, а тех, кто готов поговорить — еще сложнее. Но в гаражном кооперативе нам встретился Евгений. Первое, что он отметил, когда мы задали вопрос про жизнь в районе, что здесь грязно. Причем это касается не придомовых территорий, а мест общего пользования:
— Дорог нет, вот эта дорога лет 10–15 стояла в таком состоянии, в этом году перед выборами сделали только. Я такого хорошего ничего не скажу. Плюсов нет.
Нравится Евгению, что рядом находится Сквер молодоженов.
— Да, там хорошо сделали, симпатично, ходим туда с внуками. Надо вот такое делать.
Правда, чистота именно детской площадки вызывает у Евгения вопросы. Наш корреспондент Вячеслав Кумпан летом изучал сквер и нашел там много мусора.
В районе есть даже своя колония. Точнее больница для осужденных. Своей территорией она разделяет жилую застройку примерно пополам. И возникла она здесь примерно тогда же, когда и район — в 60-х.
Один из балконов с виду неприметного дома заставил резко притормозить. Это яркое панно из бутылочных крышечек украсило перила балкона на третьем этаже. Соседи затруднились назвать автора произведения, зато один из них, Петр, рассказал про район.
— Плюсы в районе? Вообще нету плюсов. Выбросы промзоны чувствуются сильно.
Стандартно Петр отметил и плохие дороги:
— Их не чистят. Доводят до того, что скорые отказываются ехать. Там вот выбоина, можно колесо оставить.
Еще Петр говорит, что на новой концертной площадке около школы «дети всё погромили».
Внимание привлекает не только цветной балкон, но и пятиэтажка с кислотно-розовым цоколем. Как возникла идея покрасить его именно в такой цвет? Возможно, старшая по дому внимательно следит за модными тенденциями.
Наконец, мы добрались до сцены, о которой говорил Петр. Что здесь сломано, мы не заметили, зато обратили внимание на то, что местные приспособили удобные лавочки под барные столики.
Здание школы находится в таком же состоянии, что и весь район, то есть в неухоженном. Школа образовалась здесь тоже в 60-е.
Сбоку здания ремонт все-таки ведется, но пока это выглядит очень неаккуратно. Будем надеяться, что это только начало и здание скоро приведут в порядок.
Как думаете, какие заведения стоят на втором месте после продуктовых магазинов по количеству в этом районе? Вы наверняка догадались. На небольшой райончик магазинов разливного пенного оказалось целых 7. И это если не считать еще множество таких буквально через дорогу.
Арка ведет к выходу из района. Она, кстати, тоже зачем-то отделана сайдингом. Через нее можно выйти на оживленный перекресток улиц 22 Апреля и Нефтезаводской, попасть в местный центр торговли или в один из корпусов Омского государственного университета. Кроме того, с остановки «Площадь Лицкевича» можно покинуть этот райончик.