При слове «новостройка» сегодня каждый из нас представляет многоэтажку современного дизайна, но никак не что-то, что подходит под рубрику «Ну и дыра!». Однако мы нашли Новостройку, которая приходится как нельзя кстати. Поселок входит в состав Кировского округа города Омска, окружен садовыми товариществами, промзоной и кладбищем. Отправимся в поселок Новостройка и узнаем, как же живется здесь местным жителям.
Мы продолжаем нашу новую рубрику. Она о районах города, куда не водят туристов, а если приводят, то получают протяжное «Ну и дыра-а» (мы проверяли), откуда и название рубрики. Но мы очень любим свой город и хотим показать, что жизнь, пусть не всегда красивая, но интересная и необычная, есть не только в центре Омска.
Район начинается с Ново-кировского кладбища. Казалось бы, такое соседство должно быть не очень приятным жителям, однако некоторые из опрошенных, напротив, назвали расположение рядом с ним плюсом района. «У нас многие тут похоронены. Попробуй доберись сюда через весь город. А тут вышел, прогулялся и на месте», — отмечает наша собеседница Юлия Александровна.
Прямо от остановки «Кладбище» начинаются несколько улиц с частными домами. Первое, что бросается в глаза — многие продаются. Если вдруг вам после этого материала захочется купить домик в Новостройке, вы знаете, что делать.
Сразу видно, что улицы полны творческих людей. В одном из дворов висят скворечники разных видов, в другом — самодельные флюгеры в виде самолетов, в третьем — весь двор увешан адресными табличками. Придомовые территории чаще всего ухожены.
Здесь мы встречаемся с Ларисой, которая не захотела попасть в кадр, но рассказала про жизнь в этом районе. Она живет в этом районе около 18 лет и уже ко всему привыкла. Первое, что она отметила среди замечаний к району — это то, что стало мало транспорта. Она назвала около десятка маршрутов, которые раньше ходили до Новостройки. Сегодня из них осталось всего два — маршрутка 344 и автобус 17. Также собеседница отметила, что район не из спокойных: «Пьяных много ходит, наркоманов».
В разговоре с Ларисой вернулись к дому, который увешан весь разными адресными табличками. Какой из этих адресов принадлежит самому дому — загадка. Оказалось, что в доме живет мастер, которые эти таблички и делает.
Между частным сектором и многоэтажками расположился заросший участок с гаражами. Зарос он не только деревьями, но и горами мусора. Стихийная свалка оповещает о себе запахом задолго до того, как ее становится видно.
Самое странное, что контейнеры для сбора ТБО находятся всего в нескольких шагах. Что мешает людям сделать эти несколько шагов — загадка. «Люди проходят, не могут до мусорки дойти, я уже убиралась убиралась…» — расстроенно говорит Лариса.
После преодоления мусорно-лесного участка мы вышли к многоэтажным домам. Что первое бросилось в глаза — во дворах очень много детей. Как пояснила нам всё та же собеседница Лариса, детская площадка в районе, по сути, только одна и ее на всех не хватает. Да и появилась площадка совсем недавно.
После преодоления мусорного полигона на контрасте видна ухоженность дворов. У каждого подъезда стоят лавочки, в палисадниках растут цветы, трава на газонах подстрижена, даже в подъездах домов установлены пластиковые окна.
Тут мы и встретили нашу следующую провожатую в мир Новостройки — Юлию Александровну. Она оказалась в целом довольна районом. «Я проживаю здесь 33 года. Всё есть. Парикмахерские рядом, магазины все есть, мне очень нравится. Я бы никогда не променяла Новостройку ни на какой центр».
Несмотря на всю любовь к району, есть и замечания. Прежде всего, это мусор, через который жителям приходится ходить на остановку. На неблагополучных соседей, которые выпивают во дворе на лавочках и на соседей из Центра социальной адаптации, который находится по соседству. «Возле магазинов сидят, пытаются сюда еще на лавочки приходить, но их выгоняют. Неприятно. Есть же у вас там территория [центра], нет же им сюда надо!»
И вправду, бездомных тут, кажется, много. Достаточно пройти к магазинам и у каждого из них найдется по одному-два человека, похожих на подопечных Центра соцадаптации.
В остальном же эта часть района выглядит абсолютно типичной застройкой советского периода. Панельные дома 70-х годов из плит в плитку, которые так любили отковыривать дети во все времена.
Район очень зеленый. Причем виновато в этом не только озеленение культурное, но и самоозеленение от запущенности. Если с фасадной части домов УК занимаются территорией, то за домами часто простираются заросли. Про территории, принадлежащие городу, вообще речи не идет — там запущенность полная, чем с радостью пользуются маргинальные элементы: выбрасывают мусор или отдыхают в этих кустах.
Помимо сгруппированных между собой панелек в районе можно найти совершенно странные и удаленные дома. Чтобы попасть к дому по адресу Семиреченская, 132, нужно пройти за центр соцадаптации, мимо заборов промзоны, по дороге, обрамленной густыми зарослями, метров 200. Освещения тут, конечно же, не наблюдается. Да и других признаков цивилизации тоже.
Из огороженной территории навстречу нам выходит девушка Анара. На вопрос — как же живется ей в этом районе? — отвечает коротко и емко: «Хреново». Оказывается, что отдельно стоящий дом — это общежитие. И Анара снимает там комнату, но собирается съезжать. «Алкаши здесь кругом. Плюсов нет», — закончила она.
Мы узнали у жителей, что снимать комнату в этом общежитии стоит около 7 тысяч рублей в месяц. Не так уж и дешево, как обещает слоган с плаката. По этой цене можно снять отдельную квартиру на окраине города или так же комнату в общежитии, но в менее удаленных от центра районах. Да еще к стене дома не будет прилагаться вышка сотовой связи, что тоже будет явным преимуществом.
Забор общежития окружают промзона и частный сектор. Несмотря на довольно долго стоящую сухую погоду, грунтовые улицы частника остаются в грязи. Легко представить, что здесь происходит весной и осенью.
А от частного сектора снова можно попасть к уже знакомым панелькам. Несмотря на наличие многоквартирных домов, здесь постоянно не покидает ощущение, что мы находимся за городом: во дворах висит белье на веревках, бегает куча котиков, поют петухи, иногда доносится запах навоза, а главное — тишина.
Мусорная проблема, судя по опросам жителей, является наболевшей. На мусор пожаловались почти все, с кем мы встретились, гуляя по району. Судя по всему, проблема далеко не новая для Новостройки и существует достаточно давно.
Вот мы и добрались до самой классной (и единственной) детской площадки. Здесь, пожалуй, и находится самый центр культурной жизни Новостройки. Футбольное поле, детские аттракционы, горки, качели, тренажерная площадка и даже сцена с лавочками. На площадке действительно играют дети, и их тут действительно очень много: заняты и лавочки перед сценой, и футбольная площадка, и тренажеры, и горки, и качели. Оно и понятно, сейчас еще идут летние каникулы.
Чтобы попасть в другую часть района — надо перейти улицу Семиреченскую. Именно по ней двигается хоть и малочисленный, но необходимый району транспорт.
На другой стороне улицы — всё тот же район Новостройка. Но эта часть начала застраиваться еще в 40-х годах. Именно здесь находятся детский сад, школа, и вместе с ними появляются достаточно новенькие тротуары. Цивилизация.
А рядом с новенькими тротуарами стоит ряд стареньких деревянных домов барачного типа. Дома эти были возведены в 1940-х годах. Сегодня признаны аварийными, частично расселены, частично уже снесены. Но есть и те, у кого срок расселения далеко впереди.
Около одного из таких мы встретили местного жителя Евгения. Он был занят починкой автомобиля, но отвлекся, чтобы рассказать о жизни в Новостройке. Район его в целом устраивает: «Тут как в деревне». Всё в шаговой доступности: магазины, школа, садик. Несмотря на то, что их дом признан аварийным, на него жалоб у Евгения нет. Дом по-прежнему теплый, и все коммуникации исправно работают.
Правда, территория поселка явно требует ухода. Например, жителей этого дома волнуют старые деревья, которые неоднократно уже ломались и падали, хорошо, что обошлось без серьезных последствий. И даже сейчас в палисаднике дома можно наблюдать упавшее дерево, которое сломалось на днях. При этом ему не понадобилась помощь сильного ветра или молнии — дерево разрушилось само от времени. Жители неоднократно обращались в свою УК и другие ведомства, чтобы им помогли убрать старые деревья, но пока результатов это не принесло.
Одной из проблем района Новостройка Евгений тоже назвал близость Центра социальной адаптации. С этим он связал проблему местного контингента. На моменте разговора про контингент к разговору подключилась Любовь, местная жительница, которая до этого стояла в стороне и просто слушала: «Вот элементарный пример: идет ребенок из школы, а тут стоит наркоман раздетый, дети стоят, бояться идти. Вот у нас участковый, мы к нему, а они говорят: мы ничего не сделаем с ним, мы таких не берем. И все оттуда идут [Из Центра соцадаптации]».
«А так, тут все свои. Вот бы этот центр куда-то перенести», — подытожили Евгений и Любовь вместе.
С одной стороны дома, по адресу Новостройка, 22, нет соседей, потому что подобный дом расселен, с другой — точно такой же — уже снесен. А вот 22-му номеру, судя по комментариям местных жителей, расселения ждать еще до 2025 года.
Про соседство именно с этим пунктом полиции говорили местные жители, когда рассказывали про обращения к участковому. Пункт находится в кирпичном доме 60-х годов постройки. Штукатурка дома давно требует обновления. Зато полицейский уголок устроил себе сайдинговую красоту.
Рядом с домом из 1960-х остался стоять расселенный дом 1950-х годов. Дом признали аварийным еще в 2014 году. При этом здание имеет статус объекта культурного наследия. Двери объекта аккуратно прикрыты, в то время как окна всех этажей распахнуты настежь или даже утрачены вовсе.
За школой есть еще несколько домиков из кирпича, построенных в 60-х. Они все совершенно разные по архитектуре и здесь тоже кипит своя жизнь. Хотя это и была середина дня, дворы были полны людей. Взрослые отдыхали на лавочках, дети играли на площадке, катались на велосипедах по двору, играли в прятки. И правда, будто в деревне или давно забытом прошлом в эпоху до интернета.
Дома здесь также хотели бы как минимум внешнего ремонта. Штукатурка давно облупилась, подъездные двери еще деревянные и стоят здесь, судя по всему, со времен постройки домов.
За домами снова стихийный лес. Но местные жители не растерялись и устроили здесь свою зону отдыха. Тут есть стол, навес, диваны, туалет и даже огромный медведь! В общем всё, что нужно для хороших посиделок с соседями.
На этом мы заканчиваем прогулку по поселку Новостройка. Как раз за этой ВИП-зоной и находится одноименная остановка, с которой и можно покинуть эту уютную, но очень отдаленную часть города.