На известной омичам барахолке, которая находится вблизи «Китайского рынка», с раннего утра воскресенья кипит жизнь. Продавцы, завсегдатаи рынка, уже обосновались на привычных местах: распаковали товар, разложили его на покрывалах и ожидают покупателей. Люди неторопливо расхаживают по рынку, поглядывают по сторонам, пытаясь не упустить какую-либо вещь, которая однажды могла бы пригодиться в быту. Обычная картина, которую видел едва ли не каждый, кто посещал это место.
Неподалеку от этой барахолки, в укрытом от посторонних глаз месте, тоже торгуют. Издали заметна очередь. Люди облепили несколько легковых машин, что-то живо обсуждают и совсем не торопятся уходить. Рядом с автомобилями расставлены коробки, а в них — продукты питания.
Каждые выходные люди приходят на эту точку, чтобы купить товары, срок годности которых уже подошел к концу. Просрочки здесь много и на любой вкус — колбасные изделия, кисломолочные продукты, фрукты и овощи, шоколад, жевательные резинки и многое другое.
— Сосисочки неплохие — 40 рублей, а эта колбаса — 60 рублей, — предложил нам продавец, мужчина лет сорока, как только мы подошли к машине. — Куриный рулет — всего 50 рублей, а это персики — они 30 рублей.
Пожилая женщина, только что купившая какой-то продукт, пожелала продавцам удачи и хорошей торговли. Кажется, она часто приходит на эту точку и давно знакома с продавцом. Многие могут подумать, что здесь собираются люди без определенного места жительства. Но в минувшее воскресенье мы не увидели ни одного бездомного. В основном продуктами закупались пенсионеры. Выглядели они хорошо — пусть в скромной, но чистой и опрятной одежде.
Мы решили поинтересоваться у торговцев, не отравимся ли мы, если купим просроченную колбасу или те же хваленые сосиски.
— Смотрите на срок годности! — мудро заметил продавец. — Если сварить, то не отравитесь. Люди берут и приходят еще. Так дешевле же. Назад еще никто не приносил. Если принесут, мы, конечно, рассчитаемся.
Его товарищ, мужчина, находящийся поблизости, хриплым голосом добавил:
— Даже если товар принесут назад, его всегда возьмет кто-то еще!
К автомобилю подошла еще пара человек — мужчина и женщина лет шестидесяти, вероятно, супружеская пара. Их заинтересовала докторская колбаса, находящаяся на самом видном месте.
— Какую тебе колбасу? Может, отравишься! — шутливо обратилась к своему мужу женщина.
— Если хочешь отравить, то бери! — подыграл паре продавец.
— Почем та колбаса?
— Сто двадцать рублей.
— Нормальная хоть она?! — резко вмешался в их диалог супруг женщины, будто бы осознав, что ему придется ее есть.
— Нет, она отравить тебя хочет! — продолжил шутить продавец.
Несмотря на откровенную опасность товаров для здоровья, рынок привлекает людей крайне низкими ценами. Они значительно отличаются от тех, которые омичи видят в супермаркетах. И даже факт того, что продукт просрочен на один или три месяца, народ особо не смущает. При этом многие всё же поглядывают на срок годности продукта, осознавая, к каким проблемам однажды может привести один из таких перекусов.
Купить творог у продавца просрочки можно за десять рублей. В магазинах цена за этот кисломолочный продукт начинается от 80–90 рублей. Как мы рассказали ранее, здесь же можно приобрести колбасу и сосиски за 20, 40 или 60 рублей. Конечно, бывают продукты и дороже — цена будет зависеть от марки колбасного изделия.
К удивлению, на рынке просрочки всего за 100 рублей можно купить детскую смесь марки Similac. Для сравнения, в магазине «Магнит» стоимость этой смеси составляет от 450 рублей и выше. Часто у продавцов просрочки берут и шоколад. Например, продукцию финской марки Frazer можно купить за 70–80 рублей. В магазинах за плитку просят от 300 рублей. Стоимость швейцарской шоколадки Lindt у продавцов просрочки составляет 70 рублей. В супермаркетах цена за сладость — от 200 рублей.
Люди, которые приходят на рынок просрочки, приобретают и средства гигиены. Зубная паста R.O.C.S. стоит 50 рублей — в магазине «Магнит» покупателю придется за нее отдать около 130 рублей. Стоимость дневного или ночного крема марки «Чистая линия» в супермаркетах составляет 120–150 рублей. На точке его продают за 50 рублей.
Кроме того, популярностью среди местных покупателей пользуются и жевательные резинки марки Orbit и Juicy Fruit — на точке их можно приобрести за 10 и 5 рублей соответственно. В магазинах за эти жвачки придется отдать 25–30 рублей.
— А чего нет? Оно же не год лежало. Нормальные еще [продукты]. Нужно смотреть, что покупаешь, — заявила нам одна из покупательниц, женщина лет пятидесяти.
Покупатели не говорят о том, почему ходят именно сюда, а не в магазины, где срок годности товара, как правило, пока в норме. Продавцы просрочки тем более не горят желанием отвечать на вопрос о том, откуда они берут товар.
— На складе беру. Звонят, говорят: «Приезжай, забирай то, это», — кратко пояснил нам мужчина.
По его словам, люди чаще всего приходят за покупками ранним утром — берут кисломолочные продукты, например йогурты, а также другие товары.
Торговля заканчивается примерно в полдень. К этому времени коробки с просрочкой уже полупусты. Ближайшую неделю продавцы будут озабочены тем, чтобы к выходным привезти новый товар в достаточном количестве. И пока омичи вынуждены покупать продукты, руководствуясь принципом «лишь бы дешевле», спрос на просрочку вряд ли уйдет.