Город истории «Днем кричат, что ночью надо работать, а ночью — что днем»: как мы провели смену с омским дорожником

«Днем кричат, что ночью надо работать, а ночью — что днем»: как мы провели смену с омским дорожником

В УДХиБ Максим Хачатрян прошел путь от рабочего до бригадира и даже встретил свою любовь

Иногда бригадиру приходится регулировать действия своих подчиненных в буквальном смысле

Когда вы уже сидите дома, только возвращаетесь с работы или еще откуда-нибудь в этот весенне-зимний вечер, дорожные рабочие заступают на смену, чтобы очистить город от снега. Постоянные жалобы от водителей и пешеходов, бесконечные валы снега, метели, которые начинаются очень некстати, когда дороги уже очищены... Почему омичи идут на столь непростую работу и сколько им платят за этот труд? Корреспондент NGS55.RU встретился с бригадой ДЭУ Октябрьского округа и пообщался с одним из рабочих, чтобы выяснить, какова она — жизнь дорожника.

Снегопогрузчик замер в ожидании грузовика
До прихода в УДХиБ Максим Хачатрян работал водителем и плотником

34-летний Максим Хачатрян — бригадир дорожной службы, который работает в управлении дорожного хозяйства и благоустройства уже пять лет. До этого он трудился плотником-кровельщиком в поселке Чкаловском — по словам мужчины, за 8 лет работы он устал «лазить по крышам».

— Друг посоветовал — мол, приходи, попробуй. Пришел и остался. До этого (до работы плотником. — Прим. ред.) водителем работал, потом тоже надоело. Здесь пока не водил, но водительское удостоверение есть — в любое время могу попроситься хоть на КАМАЗ, просто пока не хотелось. Кстати, вот этот водитель (указывает на водителя снегопогрузчика. — Прим. ред.) зимой на снегопогрузчике работает, а летом на другом тракторе. Когда мы с асфальтом работаем, привозит нам эмульсию и битум. Перед тем как положить асфальт, нужно пролить битумом, там специальная установка привозит, нагревает и проливает, — рассказал Максим, увлеченно переходя со своей истории жизни на рабочие моменты.

Тот самый водитель погрузчика, который летом пересаживается в трактор
Снег с ленты погрузчика медленно падает в кузов

Рабочий признался честно: ночные смены он взял только потому, что за них можно получить больше денег. Команда из четырех человек работает каждую ночь, в неделю бывает два (иногда один) выходных, обычно это суббота и воскресенье. Конечно, при желании можно изменить свою судьбу и перейти на дневной режим работы — недавно два человека в бригаде Максима так и поступили.

— У меня жена и двое детей, тяжело по ночам работать. Но семья уже привыкла, всё равно днем-то я с ними, немножко поспал — и всё. Жена недовольна была поначалу, конечно. Она сейчас в декретном отпуске, до этого тоже работала в нашей организации, в службе озеленения. Понравилась, познакомились, начали общаться, потом поженились, и всё дальше само собой пошло.

Рабочих рук очень не хватает
Максим Хачатрян познакомился со своей женой, когда перешел на работу в УДХиБ

По словам Максима, в летнее время зарплата выходит меньше, чем в зимнее: если летом он получает около 25 тысяч со всеми надбавками, то зимой на уровне 30–33 тысяч. То, сколько заработает сотрудник, зависит еще и от выслуги лет.

— В последнее время мало людей приходят работать. Например, для молодых зарплата слишком маленькая — он пришел, у него нет выслуги лет. Кто давно работает, у тех есть деньги, а тут всего 15 тысяч, может, поэтому... А так, в принципе, люди работают, никто не жалуется. Сейчас у меня в бригаде 12 человек, а раньше до 20 доходило. Конфликтов никогда не было, люди понимающие, слушают. Бывает, что иногда кто-то начинает из-за чего-то злиться, но это всё рабочие моменты.

Снега за день выпало очень много, поэтому вал получился большим
Большим кускам снега не место на ленте погрузчика

Следя за тем, как рабочие методично разгребают вал, забрасывая снег на ленту погрузчика, бригадир рассказывал о том, что людей сейчас не хватает — несмотря на то, что научить делу можно любого. Сам Максим прошел путь от обычного рабочего, и ему пришлось научиться многому: укладывать асфальт, прочищать ливневки и другим интересным вещам.

— Я пришел сюда, тоже никогда в жизни с асфальтом не работал, ничего сложного — некоторые быстро привыкают, некоторые подольше. Бригадиром не сразу стал, сначала пятый разряд надо получить, а для этого нужно уметь всё делать, что касается дорожной службы: положить асфальт, разровнять, закатать — всё тут. Работал на фрезеровке, потом на укладке асфальта, зимой на уборке снега. А бригадира через 2,5–3 года получил, и то это начальник сказал [о необходимости назначить кого-то на должность], а бригада выбрала меня коллективным решением. Чем отличается работа бригадира от обычного рабочего? Если кто-то чего-то не понимает, нужно направить, подсказать, руководство бригадой здесь же. Иногда людей нужно разделить, у нас же разные виды работ.

За полчаса разговора на снежный полигон уехали два полных грузовика
Теперь дорогу нужно очистить от остатков снега и наледи

Тем временем загрузка снега в самосвал закончилась, и он отправился на снежный полигон на 3-й Молодёжной. По словам Максима, за две ночи работы на Богдана Хмельницкого они добрались от улицы Ипподромной до дома № 170, а за прошлую ночь самосвал со снегом сделал 8 рейсов.

— Здесь это займет дня четыре, всё зависит от расстояния до снежной свалки, как самосвалы ездят. Два раза приходится резать, потому что снег опять шел. Один раз срезали [снег], убрали, разворачиваемся на исходную — будем второй раз отбивать вал на чистовую. Мы работаем в постоянном режиме, быстрее всё равно не получится — как можем, так и убираем. Недавно вот у нас привлеченные самосвалы работали, 30-тонники, дело быстрее шло. А так вся работа однообразно идет. Поначалу было мало снега, а сейчас большой вал — гонишь самосвал по улице, пока наберется. Сложности начинаются весной, когда днем всё тает, а ночью замерзает, получаются глыбы льда. В этом году пока ни разу не ломались (о технике. — Прим. ред.), но вообще бывало. Ситуации разные.

Как не поблагодарить товарища за хорошую работу? Ладно, на самом деле рабочие просто приветствуют друг друга
Грузовик готов принять новую кучу снега

Главные проблемы зимой возникают не на больших улицах, а в частном секторе, где много снега. Проблемы есть и на узких улицах (вроде 5-й Кордной), откуда снег надо вывозить в первую очередь. Участок первостепенной важности же — улица Масленникова, куда техника отправляется сразу, как только выпадает снег. Правда, причину такого выбора он не объяснил.

— Зимой мы еще чистим пешеходные переходы, но это днем делается, остановочные площадки и карманы. Фронтальный погрузчик вывозит кучи снега от пешеходных переходов, пескобросы работают, тротуары песком засыпаем. Бывает, где-то не успеваем, люди жалуются. Редко бывает, чтобы кто-то похвалил, в основном недовольные только. Днем кричат, что ночью надо работать, а ночью — что днем. Но никто не ждет, работы проходят так же, идет снег или нет — неважно. Почистили, на следующий день опять пошли, никто не ждет — ждать некогда.

Максим Хачатрян внимательно следит за рабочими
«Так отправляйся же ты на ленту»

Весной, помимо уборки и вывоза снега, нужно еще и готовить ливневки — снег уже начинает таять, а за осень и зиму дождеприемники забились листьями, грязью, снегом и прочим мусором. Но из-за огромных снежных валов на обочинах не всегда понятно, где находятся люки колодцев. Поэтому прямо при нас бригаде пришлось решать сложный вопрос: очищать ли парковку от снега, чтобы отыскать под ней ливневку, или вернуться к ней позже? В итоге был выбран первый вариант.

— Ливневки очищаем, а сейчас открываем от снега, чтобы легче было находить их в таких сугробах. Этим занимаются специально обученные люди, у нас один человек 20 лет работает, он больше остальных знает, где примерно дождеприемники и колодцы все находятся. Есть карта где-то, но конкретного расположения нет. Хотели как-то сделать, чтобы отсчет шел от какого-то конкретного столба столько-то метров и можно было лучше их искать, но пока нет. Много ливневок, практически везде они есть, нет только там, где частный сектор. Работают ли они везде — вот в чем вопрос. Им столько лет, их, может, переделывать уже надо, они со временем где-то забитые. Очищаем их в основном кипятком — в бочках привозят и прямо из шланга заливают, сначала прямо с дороги, чтобы вода туда стекала, потом внутри. Мне приходилось таким заниматься, ничего хорошего — весь мокрый, грязный. В колодцах конкретная грязь, иногда, если чистить надо, то прямо внутрь приходится залезать, полностью шланг туда опускаешь, напор включаешь на всю катушку, пытаешься пробить.

Впереди еще целая ночь работы

— Вот такая у нас работа. Пока всё устраивает. Думал, конечно, что всю жизнь не получится физически так работать. Пока молодой, а потом тяжелее будет. Предлагали идти учиться, не пошел. Меня хотели мастером здесь поставить, но не подписал начальник, Казимиров, потому что образования недостаточно. Нужен хотя бы техникум, а у меня просто ПТУ по образованию. Говорили: «Иди учись». А я подумал: «Может, надо было раньше об этом думать?» Может, это я только так рассуждаю, не знаю... мне уже 34 года, — задумался Максим.

Мы заверили его, что всё в порядке и лучшие годы еще впереди, после чего бригадир отправился регулировать работу своих подчиненных. В буквальном смысле, взяв в руки жезл. Вскоре рабочие и вовсе перестали обращать внимание на корреспондента, который задумчиво стоял в стороне с телефоном, и на фотографа, снимающего последние кадры с главным героем. Впереди ждали просторы улицы Богдана Хмельницкого и снежные валы — ведь их лучше убрать ночью, чем днем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства